П Р О Г Р А М М Ы Д ЛЯ Р А Б О Т Ы С О З В У К О М
Программа многоканальной звукозаписи - "SAW PLUS-32"
Много лет, занимаясь музыкой,
меня привлекала мысль о многоканальном
магнитофоне. Когда появился в студии компьютер и
программа SAWPlus32, проблема сама-собой отпала. Это и
есть 32х-дорожечный магнитофон. Для моего
образования оказалось очень существенным
обладание этой программой.
Некоторые инструменты,
такие как барабаны, басы и клавиши, являются
синтетическими, другие, вроде гитары и моего
собственного голоса - традиционны. Поскольку они
должны звучать все вместе, я вовсю пользовался
премикшированием. SAWPlus32 позволяет совмещать это
все и сводить на мастер-трек .Домашняя запись
очень, очень отличается от професиональной; она
требует значительно больше пота и труда и
поэтому обучает вас намного эффективней.
Каждая дорожка имеет средство управления
программного обеспечения для заглушения, соло,
панорамирования и регулятора громкости.На
каждой дорожке предусмотрен "Vari-Pitch/Speed"
(изменение высоты тона и скорости),"Reverse Audio"
(реверсирование аудио-сигнала), "Reverse Phase"
(изменение фазы), "Graphic Equalizer" (графический
эквалайзер с выбором частот и ширины для
редактирования), "Comp/Gate/Limiter"
(компрессор/шумоподавитель/лимитер), "Echo/Delay"
(реверберация и задержка в стерео режиме). Этим
очень легко манипулировать в процессе создания
музыки. Программа позволяет одновременно
редактировать до 100 файлов. Файлы по дорожкам
можно перемещать, копировать, разрезать,
добавлять. По удобству и возможностям она
оставит далеко профессиональную студийную
технику.
Как записывать и помещать файлы на дорожках,
рассказано в разделе RECORD MUSIC.
Набор подключаемых модулей (plug-ins) - DSP-FX Virtual Pack
Уникальная программа для
работы со звуком. Это даже не программа, а просто
набор звуковых эффектов, но какого качества! В
некоторых зарубежных журналах они оцениваются
выше, чем процессоры Lexicon PCM 80/PCM 90 и MPX 1. Этот набор
формата DirectX пркрасно работает с самыми
популярными программами (SAW Plus32; Cubase VST; Cakewalk Pro Audio
6.0).Естественно, увидя этот набор, я сразу захотел
опробовать его в своей студии.
Установка программы проходит очень просто и без
всяких проблем. Единственное, что я сделал, так
это указал, что работать буду с программой SAW Plus 32.
Рассказывать об инсталяции я не буду - это
сделает любой начинающий, а вот, что дальше.
После установки DSP FX Virtual Pack я открыл панель
звуковых эффектов в программе SAW Plus32 и с
удовлетворением увидел, что к имеющимся
алгоритмам самой SAW Plus 32 добавились еще восемь, а
именно: ревербератор, линия задержки, хорус,
фленджер, смещение высоты тона, параметрический
эквалайзер, автопаннер и тремоло. Каждый из
алгоритмов имеет собственное окно управления, но
у этих окон есть общие черты. В правом верхнем
углу каждого есть графическое поле, в котором
отображаются все параметры данного эффекта в
виде различных графических фигур, изменяющих
цвет и форму, а в некоторых алгоритмах и место
нахождения (автопаннер) в зависимости от
положения регуляторов на панели данного эффекта.
Например, в окне линии задержки изображены (в
зависимости от настроек) кружочки различной
величины и цвета, а так же, находящиеся в
различных местах окна. В окне ревербератора
изображен параллелепипед, который изменяется в
размерах и яркости граней при изменении
настроек. Все регуляторы достаточно большого
размера и их очень удобно крутить мышью. Если
какие-нибудь регуляторы не помещаются в окне, то
автоматически активизируется кнопка More, при
помощи которой вы пролистываете страницы. В
нижней части окон всех алгоритмов есть
индикаторы уровней входного и выходного
сигналов. Над этими индикаторами находятся ряды
кнопок, открывающих доступ к пресетам и
параметрам настроек. Все управление эффектами
настолько просто, что если вы хоть когда-нибудь
работали с реальными устройствами обработки
звука, то не составит никакого труда разобраться
с этим набором.
Я не располагаю эталонными приборами обработки
звука, так как студия домашняя, но имея процессор
Alesis MidiVerb-4, я сравнивал его с данным набором
модулей.
Ревербератор.Если сказать честно, то
ревербератор меня не поразил. Затухание
реверберации было не совсем чистым и при
внимательном прослушивании присутствовало
какое-то дрожание. То есть, ревербератор заметно
хуже, чем аналогичный алгоритм у Alesis MidiVerb-4.
Следующим в
списке алгоритмов DSP-FX значится линия задержки.
Этот эффект имеет либо четыре, либо восемь
отводов, причем сигнал каждого из них
произвольно панорамируется. В первом случае
максимальное время задержки составляет 700 мс, а
во втором - 350 мс. Его звучание приятно порадовало
- задержанный сигнал совершенно не отличался от
прямого, причем на всех восьми отводах. У линии
задержки есть 66 готовых пресетов. Самое
удивительное заключается в том, что после
активизации одного из пресетов вокальной группы
под названием Vocal Natural Room, была получена...отлично
звучащая короткая реверберация маленькой
комнаты. А вот аналогичный алгоритм реверберации
имеет отчетливый "жестяной" характер.
Помимо вокальных эффектов, большинство из
которых построено на короткой задержке и близко
к хорусу без модуляции, среди пресетов есть выбор
для обработки множества других инструментов.
Хорус и
фленджер тоже порабовали своим теплым, богатым
звучанием.Характерный "жестяной" призвук,
свойственный дешевым процессорам эффектов,
появлялся только при сильной модуляции сигнала.
Но такая болезнь присуща большинству приборов
обработки. Хорус может иметь до четырех контуров
задержки, каждый из которых может иметь
произвольную панораму и модуляцию. Фленджер - два
контура. По ощущениям от прослушивания, оба этих
эффекта заметно лучше аналогичных алгоритмов
процессора Alrsis MidiVerb-4. Но особенно впечатляюще
звучит хорус с пресетами вокальной группы - голос
расстягивается по стереопанораме и становится
очень сочным и глубоким. При этом нет ни
подрезания частот, ни окрашивания сигнала.
Алгоритм
смещения высоты тона на самом деле представляет
из себя настоящий гармонайзер, так как он умеет
строить двух- и трехчастные гармонии (есть масса
пресетов на все случаи жизни), а, во-вторых, может
управляться в реальном времени по MIDI. Звук просто
замечательный. Естественно "буратинистый"
эффект присутствует, (но в каком гармонайзере его
нет?), особенно при глубокой обработке, но
"хоры" целиком звучат достойно. В этом DSP-FX
убирает MidiVerb-4 вообще без разговоров.
Оставшиеся
три эффекта - восьмиполосный параметрический
эквалайзер, автопаннер и тремоло - также
работают довольно хорошо. Самое главное, что они
выдаю очень чистый, неискаженный звук.
Я думаю, что после перечисленных достоинств, этот
продукт станет первым кандидатом на место
виртуального процессора звуковых эффектов в
вашей домашней студии, а возможности
программы SAW Plus32 с этим пакетом - станут
поистине неограниченны!
Visual Arranger for Windows download
По
внешнему виду продукт можно принять за ярко
раскрашенную игрушку, хотя специалисты,
безусловно, отнесут его к разряду так называемых
“Groov Generators” – генераторов стиля. И
действительно, программа может предложить 212
различных стилей авто-аккомпанемента, в каждом
из которых восемь стилевых вариаций и семь
независимых оркестровых голосов. Много это или
мало? Судите сами. Например, в клавишном
инструменте YAMAHA PSR620 (размером 97х40х14см и весом
7.7кг) всего 100 автоматических стилей с четырьмя
стилевыми вариациями и пятью оркестровыми
голосами каждый.
Эта новая (во всяком
случае для нас) программа уже имеет не только
своих поклонников, но и не то чтобы противников,
а, скорее, людей, настроенных по отношению к ней
несколько скептически. Я тоже, впервые увидев
Окно запуска новой программы, вспомнил было
старинную пословицу: “По одежке встречают…”.
Честно говоря, я предпочел бы другой – более
строгий – дизайн рабочих окон, значков и прочих
деталей. Но, может быть, человек более молодой и
менее старомодный, чем я, по достоинству оценит
работу японских дизайнеров? Во всяком случае,
добравшись до конца статьи, мы с вами сможем
вспомнить вторую часть мудрой пословицы и “по
уму” проводим или, наоборот примем эту
программу.
В Окне запуска (прописные
буквы я употребляю, следуя английскому написанию
в “Help”) есть пять областей, щелкнув по которым
мышью, вы сможете активизировать различные
разделы программы (Шестая – Exit – приведет к
выходу из программы, сопровождаемому противным
скрипом двери). Давайте начнем с надписи Demo на
грампластинке в левом нижнем углу. Щелкнув по
этой надписи, мы попадаем в Окно песен, где сразу
же начинается демонстрация работы программы.
С помощью меню File можно
открыть и прослушать еще десять предлагаемых
авторами композиций в различных стилях.
Управлять воспроизведением музыки можно с
помощью кнопок Панели Управления или просто
клавишей “пробела” компьютерной клавиатуры.
Остановите воспроизведение и попробуйте
поместить стрелку курсора на одну из забавных
картинок – значок Стиля. Стрелка курсора
превратится в стилизованный значок руки (он
понадобится вам при составлении своих
аранжировок) или в значок динамика. Щелкните этим
“динамиком” по какому-нибудь значку в верхней
части окна. Значок активизируется, динамик
“заработает” и вы услышите через свою звуковую
карту оркестрового аккомпанемента в выбранном
вами стиле. Если при этом будет нажата синяя
буква “I” в верхнем левом углу окна, то на
появившейся информационной строке вы увидите
название Стиля, вид вариаций, музыкальный размер
и установленный темп.
После нескольких
манипуляций вы поймете, как устроено Окно Песен.
В верхней его части – в Палитре Стилей ниже
главного меню – расположены десять упаковок
Стилей. Две крайние: Любимые стили (пока эта папка
пуста; вам предстоит заполнить ее) и Диск для
добавочных 52 стилей, которые очень легко
загружаются их меню File.
Названия остальных папок:
Dance, Ballad, Pop, Rock, R&B, Jazz, Latin вряд ли потребуют
перевода. Стилевую группу World можно традиционно
представить, как “Музыку народов мира”. В каждой
их восьми групп нам открывается по двадцать
значков Стиля. Иногда забавные рисунки на них
несут информацию об обозначаемых ими
музыкальных жанрах, иногда это просто веселые
картинки, и стиль (не прослушивая его) можно
узнать с помощью информационной строки. Стили
насыщенные, с пышной оркестровкой. Знатоки сразу
узнают в них звучание “Ямахи”. Интересно и
непривычно то, что всех стилей неожиданно много
для одного инструмента. Они очень разнообразны.
От нескольких вальсов (традиционный, медленный,
венский, кантри, джазовый) до рэйва и рэпа. Боюсь,
частенько выбор подходящего для конкретной
песни стиля может оказаться не простым как раз из
за такого разнообразия. Но это, как вы понимаете,
недостаток наш, а не программы.
Гораздо проще будет
разобраться с секцией Стилевых Вариаций - белым
прямоугольником с восемью разноцветными
надписями в правой части Палитре Стилей. Щелкая
по этим надписям, вы увидите, что цвет всех
значков, в какой бы группе они не находились,
меняется в зависимости от того, что вы выбираете:
Вступление или Окончание, Основной Вариант А или
В, или один из четырех возможных переходов –
Заполнение между А и В.
Вариантов очень много. За
один раз все, пожалуй, и не прослушаешь. А ведь
можно еще внутри каждого из всех 212х8 вариантов
оркестровых стилей менять, убирать и добавлять
независимо один от другого семь оркестровых
голосов, можно, если позволяет ваше звуковое
устройство менять ударные установки, можно, в
конце концов, внутри одного произведения
соединять различные стили и их вариации. И все
это будет очень и очень не плохо звучать. Даже
трудно себе представить какого разнообразия в
аккомпанементе можно достигнуть с помощью
Наглядного Аранжировщика фирмы YAMAHA.
Как же начать работу по
написанию партитуры с помощью Наглядного
Аранжировщика? Откройте Окно Песен и стрелкой
мыши, превращающейся в символ руки, вытащите из
Палитры Стилей на чистое поле внизу (на Дисплей
Секвенсора) значок подходящего для вашей пьесы
стиля. Прежде окрасьте его в нужный цвет, то есть
определите с помощью секции Стилевых Вариаций,
будет это вступление или какая-то другая
вариация. Если вы хотите изменить в каком-то
месте своей песни вариацию или сам стиль,
добавляйте новые иконки. Очень удобно делать это,
дважды щелкая “рукой” по нужной иконке в
Палитре Стилей. При таком способе выбранные
значки попадают на Дисплей Секвенсора и
автоматически последовательно соединяются
слева направо. Вы видите, что звучащий значок
указывается полосатой рамкой – Локатором,
который во время проигрывания песни
перемещается по значкам, активизируя их один за
другим. Остановив воспроизведение, вы можете
активизировать любой значок, перетаскивая
локатор с помощью мыши или клавиш со стрелками на
компьютерной клавиатуре в нужное место вашей
песни. Теперь воспроизведение будет начинаться с
этого места, но главное, вы сможете перейти к
созданию аккордов в выбранном с помощью этого
значка стиле.
В Панели Управления
нажмите вторую в верхнем ряду кнопку – с
символом аккорда До-мажор и гусиным пером: перед
вами откроется Окно Аккордов. (Только если в Окне
Песен хотя бы один значок уже помещен на Дисплей
Секвенсора.)
Переход в Окно Аккордов
можно совершить через меню WINDOW, а можно – просто
дважды щелкнув на выделенном значке “рукой”.
Когда вам понадобится вернуться в Окно Песен,
щелкните по верхней левой кнопке (с изображением
ноты и грампластинки) Панели Управления.
Таблица предлагаемых
аккордов в верхней части окна будет меняться в
зависимости от выбранной тональности. Тоника
выбирается кнопкой вверху справа. Лад – мажор
или минор – выбирается с помощью двух “солнц”,
веселого и грустного. Выбор стилевой Группы в
этом окне также повлияет на структуру аккордов.
От простых трезвучий и септаккордов в группе World,
например, до усложненных аккордов в группе Jazz.
Послушайте, как они звучат, щелкая по ним
“динамиком”.
В нижней части окна
находится Панель Тактов. В нее нужно заносить
выбранные для каждого значка (для каждого
эпизода песни) аккорды. Делать это можно,
перетаскивая аккорды из аккордовой таблицы в
Панель Тактов или просто дважды щелкая по
выбранной последовательности аккордов “рукой”.
Программа допускает возможность “ручной”
установки аккордов, не предусмотренных таблицей.
Нажав синюю букву “I” в
левом верхнем углу этого окна, вы активизируете
информационную панель и оркестровые голоса,
каждый из которых можно включать и выключать,
поручать различным инструментам.
Если выбранный вами стиль
и его вариация в оркестровке долго не изменяются,
может случиться так, что вы превысите число
тактов (16), допустимое для одного значка.
Программа предупредит вас об этом, и вы сможете
создать другой значок того же стиля. Вопросы
добавления и удаления материала легко решаются
во всех окнах с помощь “ластика”, стрелки и
“перышка”.
На Панели Управления
остаются неисследованными еще четыре кнопки.
Третья слева кнопка приведет нас в Окно Фразовых
Клавиш.
Это окно – роскошный
подарок любителям музыки. В любой момент
проигрывания своей партитуры вы можете щелчком
мыши или нажатием клавиши компьютерной
клавиатуры исполнить эффектнейший пассаж на
любом заранее выбранном инструменте. Причем
прозвучит эта вставка в строгом согласии с
ритмом и гармонией исполняемого произведения.
Использование этого приема очень разнообразит и
оживит электронную партитуру. Для овладевания им
не обязательно быть грамотным и технически
подготовленным музыкантом, достаточно иметь
элементарный вкус и музыкальное чутье.
Обратите внимание: в этом
окне все “папки” Групп Стилей по существу
превратились в Группы Фраз. Выбирая ту или иную
группу, вы меняете закрепленные за каждой
клавишей инструменты и содержание музыкальных
вставок.
И еще одна - очень
приятная – новость. Все эти Фразы могут быть не
только исполнены, но и записаны простым нажатием
красной кнопки Записи в Панели Управления!
Все сделанные записи
можно отредактировать в Окне Микшера, которое
предлагает нам для записи и редактирования 10
дорожек. На первой можно записать мелодию,
исполненную на MIDI-клавиатуре или на цифровом –
“мелодическом” – ряду компьютерной клавиатуре
в Окне Фраз. На второй и третьей дорожках
запишутся фразы с двух средних буквенных рядов, а
фразы, сыгранные на нижнем ряду клавиатуры,
запишутся на десятой дорожке микшера вместе с
основными ударными. Дорожки с четвертой по
девятую автоматически содержат запись баса и
пяти аккордовых голосов созданной нами
аранжировки. Но самая интересная новость,
предлагаемая программой в этом окне, - Fader Recording.
Это запись всех изменений, которые вы
производите с помощью микшера в реальном
времени. Чтобы активизировать этот режим,
нажмите кнопку с надписью Fader в правой части
микшера и включите запись. Итак, программа
активизирована, музыка воспроизводится и что-то
(но пока мы не знаем, что именно) записывается.
Поработайте теперь с микшером: измените
громкость отдельных дорожек, общую громкость,
поменяйте звучащие инструментальные голоса,
измените панораму, реверберацию.
Работайте смело,
размашисто. А теперь остановите запись и
включите воспроизведение. Да, это стоит увидеть!
Мы не только слышим все изменения, внесенные в
звуковую картину, а и видим каждое свое действие
на пульте, совершенное во время записи! Нам видно
движение фэйдеров – регуляторов уровня,
повороты круглых ручек, изменяющих реверберацию
и панораму, переключение надписей звучащих
голосов. И все это, конечно, происходит синхронно
с изменением звука.
Совсем недавно о таком мы
только читали, словно о чуде. А теперь эти чудеса
– в нашем домашнем компьютере. Подумайте,
сколько удобств несет возможность записи и
редактирования MIDI-музыки в реальном времени.
Теперь не придется скрупулезно высчитывать, с
какого такта по какой и на сколько пунктов нужно
изменить тот или иной MIDI-параметр. Не придется
много раз прослушивать и отвергать неудачные
варианты. Теперь можно просто и артистично
задавать и сохранять любые тембровые и
динамические изменения в своей записи, как это
делает звукорежиссер за реальным пультом. Что
касается темповых изменений, то они очень легко
вносятся и так же могут быть записаны в реальном
времени (!) в Окне Аранжировки.
В этом окне все понятно.
Щелкните по первой большой кнопке с нарисованным
зайцем – и заяц, как опытный музыкант, начнет
выполнять accelerando, то есть играть, постепенно
ускоряя темп. Когда вы решите, что нужный темп
достигнут, снова щелкните по зайцу, и он будет
послушно выдерживать новый темп. Так же работает
и лягушка, только, в отличие от зайца, она
выполняет ritenuto, то есть замедляет темп. Я думаю,
эти забавные зверюшки достойны уважения, так как
даже во многих профессиональных клавишных
инструментах нет возможности рограммировать
плавное изменение темпа. А уж записывать такие
вещи в реальном времени можно только на очень
дорогих “клавишах”. Следующие две кнопки
помогут нам увеличить или уменьшить темп точно в
два раза.
Пятая кнопка управляет
очень красивой функцией: Fade-Out. Если нажать эту
кнопку перед окончанием пьесы, музыка начнет
плавно затихать, пока не растает совсем. А нажав
последнюю, шестую кнопку, мы, наоборот, добьемся
бурного окончания пьесы, резко ускорив темп.
Двадцать кнопок меньшего
размера, расположенные в два ряда, дают
возможность одним нажатием менять все
инструменты оркестра, в том числе и набор
ударных, если позволяет ваш тон-генератор. Среди
этих готовых оркестровок есть очень
оригинальные и интересные. Даже прослушать 20
разнообразнейших вариантов оркестровки одной
пьесы было бы очень поучительно. А тут есть
возможность выбрать понравившийся вариант,
записать его, да еще отредактировать в Окне
Микшера. Если же вы захотите вернуться к своей
первоначальной оркестровке – просто нажмите
последнюю двадцатую кнопку.
Вот мы и ознакомились с
основными возможностями Наглядного
Аранжировщика фирмы YAMAHA. Конечно, у него есть и
другие, общие для музыкальных программ функции:
вырезание, копирование и вставка любого
материала. Добавление и удаление тактов,
транспонирование и многое другое. Есть у него и
самое важное, я бы сказал, “спасительное” во
всех автоматических программах свойство –
возможность сохранить свою композицию в виде
стандартного MIDI-файла. Это важно и
технологически: вы всегда сможете окончательно
отредактировать свою музыку в
программе-секвенсере по своему желанию. И
особенно это важно психологически. Сама
возможность сказать в своем творчестве
последнее слово позволяет относиться к
программе и компьютеру, как к своему инструменту,
всегда оставаясь его хозяином и не чувствуя
зависимости от него. Во всяком случае, не больше,
чем вы сами захотите.
Удачного Вам творчества!