З А П И С Ь М У З Ы К И
1. С чего начать? Если вы уже укомплектовали свою
студию всем необходимым оборудованием, то
осталась самая малость...научиться всем этим
правильно пользоваться для создания записи,
которая удовлетворила бы ваши потребности.
Прежде всего
- идея! Пришедшую вам в голову мелодию, нужно как
можно больше попеть (обязательно вслух) под
простейший аккомпанемент (гитара, пианино,
синтезатор и т.д.). В это время в голове должна
созревать будущая аранжировка песни, пока,
конечно, только ее костяк (вступление, запев,
припев, проигрыш и т.д.). После того, как
почувствуете удовлетворение в мысленно
созданной аранжировке, можно приступать к
записи.
Здесь пути
создания музыки могут разойтись. Некоторые
музыканты довольствуются фонограммой,
записанной с помощью секвенсора и синтезатора. Я
бы не стал спорить с таким подходом, но моя цель
рассказать о другом способе записи, хотя и
гораздо более трудном. Но, в любом случае,
начинать лучше с того, что создать произведение с
помощью секвенсора. Десятки раз прогоняя
отдельные фрагменты и доводя фонограмму до
уровня, удовлетворяющего вашим потребностям. А,
что же дальше, спросите вы? Зачем что-то делать
еще, если фонограмма нравится? Да, она должна
нравиться, но только в исполнительском смысле.
Окончательная работа по созданию хорошего звука
- только начинается!
Теперь
начинаем создавать "drums"-группу. Если вы
запаслись компакт-дисками с сэмплами и
"drum-loop" (барабанные петли), то нет ничего
проще - подобрать нужный "loop" из Вашей
коллекции. Это будет самый простой и надежный
способ, т.к. создать "loop" такого качества как
в наборах на компакт-дисках, в домашних условиях,
да имея к тому же только, к примеру, какую-нибудь
из моделей "YAMAHA PSR...", мягко говоря - весьма
затруднительно. Но, слава Богу, в настоящее время
CD с записями "loop-ов" профессионального
качества не на столько дороги, да и свободно
доступны. Если все-таки у вас нет возможности
воспользоваться готовыми loop-ами, не огорчайтесь,
в этом тоже есть свои преимущества! Ваша drum-track
(дорожка барабанов) будет создана лично вами и не
похожа ни на чью!
Давайте
попробуем создать loop сами. Для этого нам
потребуется барабанный набор вашего синтезатора
и секвенсор. Так как ритмы для создаваемой песни
уже написаны в секвенсоре, то останется записать
отдельно каждый инструмент в wave-file (естественно в
том темпе, который будет использован для данной
композиции) в программе SAW Plus32. Создайте в
каталоге этой программы директорию DRUMS и при
записи указывайте путь всех барабанных файлов в
эту директорию. Отключите на синтезаторе или в
секвенсоре компьютерной программы все звуковые
эффекты. Записывать лучше без них, так как трудно
угадать заранее параметры обработки звука.
Каждый инструмент (ударные) следует записывать в
mono-режиме всего несколько тактов, если ритм
повторятся. Записав отдельно каждый инструмент,
вы теперь должны заняться сведением барабанной
петли.
Для начала
откроем файл с записью большого барабана. Для
этого нужно выбрать в меню ‘File” – “Open
Sound File” или просто нажать комбинацию клавиш {Ctrl}+{Alt}+{O}.
Щелкните дважды мышкой по выбранному вами файлу
и он тут же появится в виде осциллограммы в окне “Sound
File”. Явно видно всплески и затухания. Теперь
на нем нужно отметить начало и конец нужного нам
участка для переноса его в окно “Multi Track”.
Нажимая на правую кнопку мыши вы сможете
прослушать этот файл и с помощью движущегося
курсора увидеть и отметить начало фрагмента.
Обычно это начала всплеска на осциллограмме.
Поставьте курсор на этом месте и нажмите клавишу “B”
на клавиатуре компьютера или нажмите зеленую
кнопочку в верхнем ряду окна “SoundFile” с
надписью “MRK BEG”. Теперь при нажатии
правой кнопки мыши воспроизведение файла будет
начинаться с этой точки. Прослушайте и выберете
конец нужного вам фрагмента. Обычно это точка
перед последующим всплеском осциллограммы.
Желтой кнопочкой “ZM IN” можно растянуть
осциллограмму файла, чтобы точнее установить
курсор для отметки начала и конца. Естественно,
что кнопкой “ZM OUT” можно сжать
изображение файла. Итак вы нашли на изображении
файла окончание нужного вам фрагмента. Поставьте
курсор на это место и нажмите клавишу “E”
на клавиатуре или щелкните мышкой по зеленой
кнопке “MRK END”. Ваш фрагмент сразу
выделится белым цветом. Это и есть выбранный вами
кусок файла для дальнейшего переноса в окно “MULTI
TRACK”. Теперь, удерживая нажатой клавишу “Shift”,
кликнете левой кнопкой мыши на белом (выделенном)
отрезке файла и отпустите кнопку мыши, а вместе с
ней и клавишу “SHIFT” . Теперь, перемещая
мышку, вы увидите, что за ней тянется белый
прямоугольник – это и есть выбранный вами
фрагмент. Переместите мышь с этим
прямоугольником в окно “MULTI TRACK” и вы
увидите, что полоска курсора перемещается вместе
с вашим прямоугольником. Теперь вы можете
выбрать дорожку и место на ней для “посадки”. В
выбранном вами месте просто щелкните левой
кнопкой мыши и ваш белый прямоугольник
превратится в синий, но большего размера.
Поздравляю вас с первым удачным приземлением!
Обратите внимание, что в нижнем левом углу окна “MULTI
TRACK” тоже есть две желтые кнопки “ZM IN”
и “ZM OUT”, а это значит, что и здесь вы
сможете растягивать или сжимать изображение
файла. Это очень полезная функция для сведения,
т.к. при сжатом изображении трудно
синхронизировать воспроизведение по разным
дорожкам. Далее следует синяя кнопка установки
частоты сэмплирования, затем кнопка для
выделения файла и кнопка для включения и
выключения изображения осциллограммы в окне “MULTI
TRACK”.
Эти операции следует повторить для каждого,
записанного вами, файла, но лучше
синхронизировать дорожки сразу, по мере их
заполнения, а то потом это будет сделать трудней.
Перенесите теперь в окно “MULTI TRACK” на
следующую дорожку запись, например, “Hi-Hat”.
Включите изображение осциллограммы, и вы
увидите, что черные точки (всплески) на файлах не
совпадают. Если вы попытаетесь прослушать это, то
услышите просто какой-то сумбур. Растяните
изображение файла, чтобы было легче работать и
щелкните по синей кнопке со стрелкой. Вы заметите
изменение курсора – это говорит о готовности к
выделению файла. Щелкните теперь мышкой по
изображению файла “Hi-Hat” и он станет
светло-голубым. Удерживая клавишу “Shift”
нажмите левую кнопку мыши на изображении файла и,
удерживая в нажатом состоянии, попробуйте
перемещать мышку. Изображение файла будет тоже
перемещаться вместе с перемещениями мыши. Нужно,
как можно точнее совместить первую точку
(всплеск) на дорожке с большим барабаном с первой
точкой (всплеском) на дорожке с “HI-Hat”.
Прослушивая и перемещая дорожку, добейтесь
синхронного звучания двух этих дорожек.
Поверьте, это трудновато, только в первый раз.
Дальше вы будете это делать за считанные секунды.
Итак, две дорожки синхронизированы! Сделайте
тоже самое с другими дорожками и у вас получится
настоящая партия ударных инструментов.
Естественно, что может понадобиться
корректировка громкостей, изменение панорам и
т.д., но это все есть в инструментарии каждой
отдельной дорожки.
После нескольких проб вы научитесь достаточно
быстро делать партию ударных, да и заниматься
сведением материала в многоканальнике.
После удачного микширования все дорожки можно
свести в одну посредством выбора из меню “Process/MixDown”
подменю – “Build Mix To New SoundFile”. Теперь у
вас будет готовый DRUMS-LOOP, изготовленный вашими
руками и не похожим ни на чей. Поздравляю!
Я ничего не написал здесь об обработке звука при
сведении, но это будет в отдельной статье.