Немного о сведении…
musbar.gif (1179 bytes)

    Тот, кто сам пишет музыку на синтезаторах или в секвенсоре компьютера, конечно в сведении не новичок, но, тем не менее, эта статья не помешает вам записывать свои композиции еще лучше. Здесь мы попробуем углубиться в сведение композиции при многоканальной записи.
    Первым делом стоит написать (желательно самому) миди-файл (хотя бы костяк). Если вы этим не владеете… не отчаивайтесь! На сайтах, в сети Интернет, лежит очень много готовых файлов. Вам остается только выбрать на свой вкус и вперед! Вряд ли вам кто-то предъявит авторские права на тот или иной файл. Все же я рекомендую написать композицию своими руками, т.к. в противном случае от вашей записи с самого начала будет веять чем-то чужим, а значит вы потеряете индивидуальность, что в искусстве означает полный "тормоз". Сам я никогда не пользуюсь для написания своей композиции чужими миди-файлами, но всегда рекомендую прослушать ту или иную работу (для изучения). Прослушивание и изучение "хороших" миди-файлов особенно полезно для начинающих музыкантов. Примером тому может служить моя небольшая коллекция. Послушайте и вы убедитесь, что там есть чему поучиться.
    Да, пора бы нам вернуться к теме сведения композиций. Зачем же нужна многоканальная запись и что она дает? Наверняка многие видели в кино, по телевизору или наяву в студиях много разных моделей синтезаторов и звуковых модулей, а так же сэмплеров. Так вот, на практике (в домашней студии) мы не можем себе позволить такую роскошь и записываем музыку иным путем. Начнем с барабанного трека. В идеале нужно записать партию каждого барабана на отдельную дорожку и без обработки, а это уже как минимум пять дорожек. Если есть библиотека с drum-loop (барабанными петлями), то этот вопрос решается легко. Нужно выбрать из коллекции нужный вам loop и сделать из него более точную петлю уже непосредственно в программе SAW+32. Как это делать я описывал в других разделах. Там же описано как самому изготовить свой drum-loop, но это очень кропотливое занятие и для начала лучше воспользоваться готовым, а брейки (сбивки) подставить свои. Далее нужно последовательно записать отдельно каждую партию инструментов (предварительно отключив всю обработку) в wav-files. Вот при записи отдельных партий и нужно добиться максимально насыщенного и красивого звука путем создания их из нескольких сэмплов высокого качества или совмещения нескольких разных звуков инструмента. Здесь ваша фантазия не ограничена ни чем. Даже на простой PSR путем наложений и других манипуляций можно создать очень интересные звуки. Когда вы запишете все партии таким путем, то уже никогда не вернетесь больше к GM набору звуковых карт или недорогих синтезаторов. Вы записали все партии на отдельные треки, вот теперь и займемся сведением. Не стоит сразу включать все дорожки, а то получится такая какофония, что вы сами испугаетесь. Для начала включите барабаны и бас-гитару. Попробуйте по экспериментируйте с обработкой (какая у вас есть), о всех рекомендациях на этот счет читайте в разделе "Обработка звука", но не сильно усердствуйте, т.к. отлично отстроенные партии ударных и бас-гитары могут совсем не так звучать в окончательном миксе. Все же этим двум инструментам нужно уделить особое внимание, т.к. они являются основой в миксе. Не старайтесь звучание каждого отдельного трека сделать выдающимся. В миксе все должно быть согласованно и расставлено по своим местам. После большого многодневного труда у вас что-то получится. Если получился неплохой микс, то можно заняться вокалом. Только не спешите ваш инструментальный микс сводить в одну дорожку. Уверен, что при добавлении вокала в микс у вас появится немало видимых ошибок, которые и нужно будет исправить при дальнейшем сведении. Вокал нужно обязательно компрессировать при записи, но если нет внешнего компрессора - не беда! Запишите "сухой" вокал на отдельную дорожку, а потом полученный wav-file обработайте программно ( к примеру Sound Forge). Здесь с первого раза вряд ли получится хорошо, нужен опыт, но со временем вы научитесь примерно представлять сколько нужно компрессии. Больше экспериментируйте! Основной вокал нужно спеть минимум два раза и записать на разные треки. При сведении этих двух треков вы услышите, что в вашем голосе появилось больше объема и энергии. Добавте немного реверберации и ваш голос станет еще лучше!
    По мере поступления ваших вопросов на эту тему, я буду дополнять статью. Пишите!

musbar.gif (1179 bytes)

NOVO