Немного о
сведении…
Тот, кто сам пишет музыку на
синтезаторах или в секвенсоре компьютера,
конечно в сведении не новичок, но, тем не менее,
эта статья не помешает вам записывать свои
композиции еще лучше. Здесь мы попробуем
углубиться в сведение композиции при
многоканальной записи.
Первым делом стоит написать
(желательно самому) миди-файл (хотя бы костяк).
Если вы этим не владеете… не отчаивайтесь! На
сайтах, в сети Интернет, лежит очень много
готовых файлов. Вам остается только выбрать на
свой вкус и вперед! Вряд ли вам кто-то предъявит
авторские права на тот или иной файл. Все же я
рекомендую написать композицию своими руками,
т.к. в противном случае от вашей записи с самого
начала будет веять чем-то чужим, а значит вы
потеряете индивидуальность, что в искусстве
означает полный "тормоз". Сам я никогда не
пользуюсь для написания своей композиции чужими
миди-файлами, но всегда рекомендую прослушать ту
или иную работу (для изучения). Прослушивание и
изучение "хороших" миди-файлов особенно
полезно для начинающих музыкантов. Примером тому
может служить моя небольшая коллекция.
Послушайте и вы убедитесь, что там есть чему
поучиться.
Да, пора бы нам вернуться к теме
сведения композиций. Зачем же нужна
многоканальная запись и что она дает? Наверняка
многие видели в кино, по телевизору или наяву в
студиях много разных моделей синтезаторов и
звуковых модулей, а так же сэмплеров. Так вот, на
практике (в домашней студии) мы не можем себе
позволить такую роскошь и записываем музыку иным
путем. Начнем с барабанного трека. В идеале нужно
записать партию каждого барабана на отдельную
дорожку и без обработки, а это уже как минимум
пять дорожек. Если есть библиотека с drum-loop
(барабанными петлями), то этот вопрос решается
легко. Нужно выбрать из коллекции нужный вам loop и
сделать из него более точную петлю уже
непосредственно в программе SAW+32. Как это делать я
описывал в других разделах. Там же описано как
самому изготовить свой drum-loop, но это очень
кропотливое занятие и для начала лучше
воспользоваться готовым, а брейки (сбивки)
подставить свои. Далее нужно последовательно
записать отдельно каждую партию инструментов
(предварительно отключив всю обработку) в wav-files.
Вот при записи отдельных партий и нужно добиться
максимально насыщенного и красивого звука путем
создания их из нескольких сэмплов высокого
качества или совмещения нескольких разных
звуков инструмента. Здесь ваша фантазия не
ограничена ни чем. Даже на простой PSR путем
наложений и других манипуляций можно создать
очень интересные звуки. Когда вы запишете все
партии таким путем, то уже никогда не вернетесь
больше к GM набору звуковых карт или недорогих
синтезаторов. Вы записали все партии на
отдельные треки, вот теперь и займемся сведением.
Не стоит сразу включать все дорожки, а то
получится такая какофония, что вы сами
испугаетесь. Для начала включите барабаны и
бас-гитару. Попробуйте по экспериментируйте с
обработкой (какая у вас есть), о всех
рекомендациях на этот счет читайте в разделе
"Обработка звука", но не сильно
усердствуйте, т.к. отлично отстроенные партии
ударных и бас-гитары могут совсем не так звучать
в окончательном миксе. Все же этим двум
инструментам нужно уделить особое внимание, т.к.
они являются основой в миксе. Не старайтесь
звучание каждого отдельного трека сделать
выдающимся. В миксе все должно быть согласованно
и расставлено по своим местам. После большого
многодневного труда у вас что-то получится. Если
получился неплохой микс, то можно заняться
вокалом. Только не спешите ваш инструментальный
микс сводить в одну дорожку. Уверен, что при
добавлении вокала в микс у вас появится немало
видимых ошибок, которые и нужно будет исправить
при дальнейшем сведении. Вокал нужно обязательно
компрессировать при записи, но если нет внешнего
компрессора - не беда! Запишите "сухой" вокал
на отдельную дорожку, а потом полученный wav-file
обработайте программно ( к примеру Sound Forge). Здесь
с первого раза вряд ли получится хорошо, нужен
опыт, но со временем вы научитесь примерно
представлять сколько нужно компрессии. Больше
экспериментируйте! Основной вокал нужно спеть
минимум два раза и записать на разные треки. При
сведении этих двух треков вы услышите, что в
вашем голосе появилось больше объема и энергии.
Добавте немного реверберации и ваш голос станет
еще лучше!
По мере поступления ваших вопросов на
эту тему, я буду дополнять статью. Пишите!