Ниже описана достаточно простая процедура
сведения песни (или любой другой музыкальной
композиции), которая состоит из 10 этапов и может
быть использована как основа для ваших
собственных экспериментов. Естественно, что
конкретные детали того или иного этапа будут
определяться характером и особенностями
ситуации и имеющегося у вас оборудования, но
намеченные здесь 10 шагов - хорошая основа на тот
случай, если у вас пока еще не слишком много
собственного опыта сведения или же если с песней
что-то не совсем ясно. Замечу здесь, что иногда
записываемая композиция может оказаться не до
конца проработанной композитором
(аранжировщиком, исполнителями), и на одном из
этапов это станет очевидным. В таком случае лучше
будет вернуться немного назад и заняться
доработкой композиции, нежели пытаться
замаскировать недоработки непосредственно в
процессе сведения.
Нормализуйте все каналы - панормаируйте
их в центр, выключите эквалайзеры (или убедитесь
в том, что они обеспечивают линейную АЧХ) и
уберите до нуля все посылы на эффекты (ауксы).
Полностью уберите регуляторами уровня все
каналы (некоторые предпочитают вообще выключить
каналы при помощи кнопок Mute и потом включать их
по одному). (На этом этапе неплохо было бы
послушать через пульт пару компакт-дисков,
звучание которых близко к тому, которого вы
хотите достигнуть. Это также поможет вам
убедиться в правильности работы мониторной
системы.) Просмотрите заметки, которые вы делали
на этапе записи и предварительной подготовки.
Установите необходимые конфигурации соединений,
настройте коммутационные панели (patch-bay). На этом
этапе можно включить компрессоры и устройства
шумопонижения, установив их конфигурацию таким
образом, чтобы оказываемое ими на сигнал
воздействие было минимальным (включить режим
"Bypass", установить низкий / высокий порог
срабатывания и т.п.). Вы уже должны располагать
возможностью произвольно назначать внешние
эффекты любым каналам в соответствии с
концепцией композиции и имеющимся у вас
представлением о звуковом пейзаже. (Вполне
возможно, что концепция звукового пейзажа будет
постепенно вырисовываться у вас в голове по мере
того, как вы будете продвигаться вперед в
сведении. В этом нет ничего плохого - мы имеем
дело с искусством, и никаких жестких правил здесь
не существует.)
Включите магнитофон таким образом,
чтобы он воспроизводил сводимую песню снова и
снова, по кругу. Это позволит не отвлекаться на
перемотку ленты в ходе выполнения следующих
этапов.
Прослушайте все дорожки по отдельности.
Включайте их при помощи кнопки "Solo" или
выводя на 0 dB регулятор уровня и следите по
индикаторам пульта за корректностью установки
коэффициента усиления (Gain). Установите
необходимые параметры компрессоров и
шумоподавителей. Наметьте необходимые
корректировки эквалайзерами. На этом этапе
частотная коррекция производится "вчерне",
и на каждую дорожку следует затрачивать не более
нескольких минут. (Здесь мы уже достаточно близко
подходим к тому моменту, когда можно будет
заняться возвратами с внешних эффектов, однако
следует помнить, что воспринимаемая звуковая
картина неизбежно изменится / сдвинется при
одновременном воспроизведении всех каналов
сразу.) Не забывайте периодически выключать и
снова включать эквалайзеры, чтобы не терять
контакта с реальностью и быть уверенным в том,
что вносимые вами изменения идут звуку на пользу.
Параметрическими эквалайзерами (особенно если у
них можно регулировать ширину частотной полосы -
Q) удобно исправлять локальные частотные
недостатки звука (например, вырезать неприятно
звучащий диапазон), а пороговые эквалайзеры из-за
большой ширины регулируемой полосы частот
больше подходят для глобального изменения
характера звучания дорожки. (Эквалайзером, как и
резцом скульптора, лучше убирать, а не добавлять,
поэтому в первую очередь старайтесь вырезать все
лишнее, и только потом, если у вас останутся
свободные полосы эквалайзера, приступайте к
"добавлению".) Учтите, что коррекция
частотной характеристики сигнала может привести
к радикальным изменениям его уровня, поэтому не
забывайте за этим следить, внося при
необходимости коррективы в положение ручки
"Gain".
Включите все дорожки вместе и
приступайте к созданию вашей композиции. Порядок
включения дорожек должен соответствовать их
приоритету, который определяется характером
музыки и вашими собственными вкусами. В
большинстве случаев начинать приходится с баса и
ударных, которые служат фундаментом всей
композиции. Вспомните о том пейзаже, который вы
хотите "нарисовать" своей музыкой, и
подумайте над тем, какие звуки следует выдвинуть
в нем на первый план, а какие "спрятать" на
заднем. Для того, чтобы упростить эту задачу,
можно набросать эскиз размещения музыкантов на
сцене при "живом" выступлении и попытаться
следовать ему при создании студийной записи.
Вернитесь к частотной коррекции
отдельных дорожек. Внимательно прослушайте
композицию, обращая внимание на те участки
звукового спектра, в которых присутствует
"грязь", то есть смешиваются и мешают друг
другу различные звуки. Внесите необходимые
изменения, не забывая следить за уровнем каналов.
Панорамируйте дорожки влево / вправо,
чтобы завершить создание композиции и звукового
пейзажа. Этот этап, на самом деле, обычно
выполняется параллельно с предыдущим, так как
при изменении панорамы частотное пересечение
отдельных каналов может стать менее заметным. Не
забывайте периодически проверять, как звучит
сводимая вами композиция в моно (очень удобно,
если на пульте есть для этого специальная кнопка
или выход). Это обезопасит вас от проблем с
фазовыми компенсациями и маскированием звуков.
Помните, что музыка должна звучать в моно не хуже,
чем в стерео - при переключении может изменяться
только субъективно воспринимаемый "объем"
звукового пейзажа.
Настройте ревербераторы и другие
внешние эффекты. Помните, что от характера
ревеберации зависят внешние границы
создаваемого вами пейзажа. С реверберацией легко
переусердствовать, поэтому стоит сначала
поднять уровень возврата эффекта до того
момента, когда его звучание станет доминирующим,
и потом вернуть его назад, до еле заметного
присутствия. Хорошую реверберацию в миксе
практически не слышно. Не забудьте записать
порядок включения и настройки эффектов, чтобы в
будущем вы могли легко восстановить
используемую конфигурацию.
Прослушайте всю песню и убедитесь в том,
что вы отчетливо слышите все звуки и их уровни
соответствуют вашему первоначальному (или
родившемуся в ходе работы) замыслу. На этом этапе
стоит переписать микс на ленту и прослушать его
на паре других мониторов или еще на какой-нибудь
звуковоспроизводящей системе. Это даст вам
возможность убедиться в том, что основные
мониторы не ведут вас по ложному пути. Многие
студийные мониторы могут "скрадывать"
эффект от применения различных обработок, в
частности - от реверберации.
Запишите все изменения в положении
регуляторов, которые вы хотите совершить в
реальном времени при воспроизведении
композиции: - изменения уровня каналов -
включение / выключение отдельных дорожек -
панорамирование - изменения параметров эффектов
Привязывайте все регулировки к значениям SMPTE (в
крайнем случае - к показаниям счетчика ленты) и
записывайте их в удобочитаемом формате. Учитесь
делать все движения регуляторами ритмично,
стучите ногой и отсчитывайте про себя ритм.
Репетируйте снова и снова, играйте на
пульте как на музыкальном инструменте. Когда вы
будете уверены в своих силах - запишите
исполняемую вами партию на ленту. Имеет смысл
записать несколько вариантов микса - как любое
другое исполнение, они будут отличаться друг от
друга, причем один или несколько будут
наилучшими. На этом этапе обычно выясняется, что
ни продюсер, ни музыканты понятия не имеют о том,
как песня должна начинаться или заканчиваться.
Фейд-ин и фейд-аут - не такая уж и плохая идея, но
помните о необходимости иметь несколько секунд в
запасе. Игра на пульте ничем не отличается от
игры на любом другом музыкальном инструменте.
Все, что вы делаете, должно быть сделано ритмично
- и тогда музыка будет "качать".
|