Неотъемлемой частью любой музыкальной студии, построенной на основе персонального компьютера, безусловно, является программное обеспечение для многодорожечной записи на жесткий диск. Именно с помощью таких программных средств можно от начала и до конца записать готовую музыкальную композицию, осуществляя все операции по записи, нелинейному монтажу, наложению эффектов, компоновке дорожек, сведению и архивации записанного материала - и все это в одной программе.
На рынке музыкального программного обеспечения, особенно в последнее время, появилось немалое количество подобных многодорожечных аудиоредакторов, многие из которых даже имеют условно-бесплатный статус, но, тем не менее, и в этой области, как это обычно бывает, существуют свои лидеры, стоящие как бы вне конкуренции благодаря своим замечательным функциям и выдающейся производительности. Одной из таких программ-монстров является SAW, которая выпускается фирмой Innovative Quality Software на протяжении уже нескольких лет.
За время своего существования SAW успел заработать себе значительный авторитет и сейчас активно используется по всему миру в крупных студиях при записи музыки, на радио и телевидении для подготовки рекламы и аудиозаставок, в домашних студиях профессиональных музыкантов и музыкантов-любителей. Благодаря своим уникальным возможностям программа оказывается во многих случаях просто незаменимым инструментом для работы со звуком.
Фирма IQS в настоящее время выпускает три разновидности программы SAW, что расшифровывается как Software Audio Workshop – это SAW 6.3, SAW Plus 3.3 и SAW Plus32. Основное их отличие заключается в количестве поддерживаемых дорожек для записи звука. SAW позволяет записывать и воспроизводить 4 стерео или моно дорожки, SAW Plus записывает 16 дорожек и SAW Plus32 – 24.
Главной особенностью, отличающей SAW от прочих подобных программ, является то, что редактор целиком написан на ассемблере - именно это обстоятельство обеспечивает ему значительно более высокую производительность, чем у любой из конкурирующих программ. В частности, SAW Plus32 позволяет воспроизвести на компьютере большее число дорожек, чем другие программы многодорожечной записи при прочих равных условиях. Кроме того, SAW может независимо обрабатывать записанные дорожки эффектами реального времени, используя меньший объем вычислительных ресурсов основного процессора компьютера и достигая при этом лучшего качества обработки, чем аналогичные программы.
Внешний вид программы SAW Plus32 приведен на Рис.1 и, как можно видеть, он сильно отличается от обычно используемого в Windows интерфейса программ. Сделано это вовсе не по воле случая, а по хитрому замыслу программиста Боба Лентини, создателя программы Software Audio Workshop и одновременно президента фирмы Innovative Quality Software. Таким методом удается обойти более медленный стандартный интерфейс операционной системы и достичь той производительности, за которую и ценится SAW. Все элементы управления выполнены в виде трехмерных цветных объектов и очень хорошо читаются с экрана монитора, а кажущийся с первого взгляда сложным необычный интерфейс на самом деле чрезвычайно прост в освоении и к нему легко привыкнуть уже после непродолжительного времени работы с программой.
Перед началом работы в меню Options/Audio Hardware Setup необходимо выбрать драйвер используемой вами звуковой платы. Характерной особенностью SAW Plus32 является поддержка до восьми звукозаписывающих устройств. Если вы используете только одну звуковую плату, то в семи оставшихся полях для выбора драйверов нужно оставить отметку None. Для сохранения сделанных изменений выполните команду File/Save Preferences.
В верхней части основного окна программы находится окно многодорожечной
записи (MultiTrack View), где располагаются записанные аудиодорожки и где происходит
вся основная работа над звуковым материалом.
Для записи, прослушивания файлов и для выбора «областей» используются окна Full View и SoundFile View. Созданные области отображаются в алфавитном порядке в окне Regions View и являются исходным материалом для компоновки дорожек в окне MultiTrack View. Имена всех областей, из которых состоит готовая аудиодорожка, автоматически отображаются в окне Sequence View. В нижнем правом углу основного окна программы расположено окно с элементами управления воспроизведением файлов. Если звуковые файлы содержат маркеры, то полный их список можно увидеть в окне Markers View, которое вызывается командой Window/Markers.
Все окна, имеющиеся в программе, можно вызвать или закрыть из меню Window. Как правило, для различных задач, выполняемых в SAW Plus32, требуется своя настройка интерфейса программы. Например, если вы работаете с отдельным файлом в окнах SoundFile View и Full View, имеет смысл развернуть эти окна на полный экран, а при работе с записанными дорожками удобно увеличить размер окна MultiTrack View. С целью облегчения работы с разными видами экрана SAW Plus32 позволяет сохранить до 12 наиболее часто используемых настроек интерфейса. Для сохранения нужной настройки необходимо нажать любую из функциональных клавиш F1-F12, удерживая при этом клавишу Shift. Если теперь во время работы нажать требуемую функциональную клавишу, интерфейс программы приобретет соответствующий заданный ранее вид. Настройка экрана, принятая в программе по умолчанию, вызывается нажатием на клавишу F2. Чтобы сохраненные настройки не потерялись при следующем входе в программу SAW Plus32, следует выполнить команду File/Save Preferences.
После краткого ознакомления с интерфейсом редактора можно приступать
к записи звуковых файлов. Запись можно производить двумя способами – в окне
MultiTrack View или в окне Soundfile View с последующим переносом областей в
MultiTrack View. Для записи в окно Soundfile View нужно нажать на кнопку
,
находящуюся в правой части окна, при этом на экране появляется панель записи,
состоящая из двух окон (Рис.2 и 3). Если в вашей системе установлено несколько
звуковых плат, выберите нужную, щелкнув мышью в поле
. Для начала следует задать имя, расположение и формат аудиофайла,
в который будет производиться запись. Нажмите на кнопку
,
расположенную на панели записи и в диалоговом окне укажите имя файла. После
этого нажимайте на кнопку
и, руководствуясь показаниями индикатора уровня, выставьте требуемый уровень
сигнала с помощью микшера вашей звуковой платы. Для активации непосредственно
записи на диск нужно нажать кнопку
, в процессе записи в поле Elapsed Lft Time отображается
время записанного файла. В один звуковой файл можно записать несколько фрагментов
входного сигнала. При нажатии на кнопку
текущая запись прекращается, повторное нажатие на кнопку
возобновляет запись с прерванного места. В случае неудачной записи последний
дубль можно перезаписать, нажав на кнопку
или полностью начать запись сначала, нажав на
.
Готовый файл можно сразу определить как область и поместить в Regions View,
нажав на кнопку
и задав имя области в появляющемся диалоговом окне. По окончании записи следует
нажать на кнопку
и приступать к дальнейшей работе над новым файлом.
Амплитудное изображение аудиофайла появляется в
окне Full View, отражающем полную картину фонограммы, и в окне SoundFile View,
предназначенном для редактирования аудиоданных. Кнопки
,
,
и
используются для горизонтального масштабирования волны,
,
,
– для вертикального масштабирования,
и
– для выбора областей.
Для того, чтобы файл легко можно было найти в проекте позднее, его можно занести как область в окно Regions View под любым именем, не связанным с именем самого файла. Щелкните мышью в любом месте окна SoundFile View, чтобы сделать его активным и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+B или Ctrl+E (Ctrl+одна из кнопок Mrk Beg или Mrk End) для выделения всего файла, выполните команду Regions/Create New Region или нажмите Ctrl+N и в диалоговом окне задайте имя области. После нажатия на кнопку OK вы сразу должны увидеть новую область в Regions View. Если в окне Regions View находится несколько областей, то двойной щелчок левой кнопкой мыши на названии любой из них автоматически отправляет ее в окна SoundFile View и Full View для редактирования.
Заключительным шагом процесса записи является сохранение рабочей сессии в файле с расширением *.edl (Edit Decision List, сохраняется командой File/Save EditListFile As…). Такой файл не содержит аудиоданных, в нем находятся только ссылки на соответствующие звуковые файлы, лежащие в определенных пользователем директориях. При наличии отметки у пункта Auto EDL Undo в меню Options появляется возможность отменять ранее совершенные процедуры редактирования (до 9 уровней).
Для того, чтобы записать файл непосредственно в
окно MultiTrack View, нажмите кнопку записи на требуемой дорожке (дорожки нумеруются в левой части окна),
при этом на экране появляется описанная выше панель записи. Все дальнейшие операции
по записи файлов абсолютно аналогичны описанным в разделе записи в окно SoundFile
View, за исключением того, что в данном случае вам, возможно, потребуется отказаться
от режима записи файлов в стерео формате, принятом по умолчанию, а записать
левый и правый каналы на разных дорожках или же записать отдельный моно файл
(запись моно файла возможна и в окне SoundFile View). Формат файла выбирается
кнопкой
: Stereo соответствует, как ни странно, стерео файлу, режим Mono
L+R объединяет сигналы, поступающие на левый и правый каналы звуковой карты
в один моно файл, в режиме Mono L/R левый и правый каналы записываются на отдельные
дорожки. При выборе режима Mono L/R необходимо, нажав на кнопку
,
задать имя файла для левого канала и затем, пользуясь кнопкой
,
имя для правого, предварительно нажав кнопку записи на той дорожке, которая
отводится под правый канал. Номера назначенных дорожек появляются над индикатором
уровня сигнала. Частоту дискретизации и разрядность файла можно задать, пользуясь
кнопками
и
.
SAW Plus32 позволяет в одном проекте записывать
в MultiTrack View файлы с разными частотами дискретизации, значения частоты
задаются для каждой дорожки в диалоговом окне, открываемом кнопкой .
Описанным способом в MultiTrack View можно записать до ста звуковых файлов. Файл ложится на выбранную дорожку, начиная с текущего положения курсора. Заметьте, что при записи в MultiTrack View имена создающихся на дорожках областей автоматически появляются в окне Regions View.
В процессе записи можно расставлять отметки (маркеры) в интересующих
местах файла, чтобы в дальнейшем иметь возможность быстро найти нужное место.
Для этого перед началом записи вызовите окно Windows/Markers (Рис.4), а записывая
файл, нажимайте кнопку М на клавиатуре или
в окне Markers View в интересующие вас моменты времени. Таким же методом можно
расставлять отметки и в процессе воспроизведения звука. Нажав на
в Markers View, вы получите возможность изменить имя маркера. При выборе нужного
маркера курсор воспроизведения автоматически становится в нужную точку звукового
файла.
После записи необходимого материала можно приступать к его редактированию. Откройте требуемый файл командой File/Open SoundFile или, если он уже находится в MultiTrack View, щелкните на нем два раза левой кнопкой мыши для того, чтобы изображение звуковой волны появилось в окнах SoundFile View и Full View. Чтобы ясно наблюдать связь между формой волны и воспроизводимым звуком, окно SoundFile View стоит увеличить и сохранить вид экрана под одной из функциональных клавиш. Теперь остается только прослушать файл, выбрать интересующие вас участки и поместить их в окно MultiTrack View на одну или несколько дорожек.
Начальное положение курсора задается левой кнопкой
мыши, нажатие на правую кнопку включает или выключает режим воспроизведения.
Если в процессе воспроизведения переставлять курсор в окне Full View, то файл
каждый раз проигрывается с указанной точки. Найдя нужный отрезок файла, его
необходимо выделить. Выделение фрагмента можно осуществлять несколькими способами:
поставьте курсор мыши на желтую линейки временной шкалы окна SoundFile View
и, нажав левую кнопку, двигайте мышь в нужную сторону при нажатой клавише Shift.
Выделять фрагмент можно также, задавая его начальную и конечную границы. Для
этого поставьте курсор в требуемое место на картине файла и нажмите кнопку
или клавишу B на клавиатуре для обозначения начала и кнопку
или клавишу E для обозначения конца фрагмента. Выделение снимается нажатием
клавиши C на клавиатуре компьютера. Выделенный участок можно прослушать, воспользовавшись
или нажав Shift и щелкнув правой кнопкой мыши на изображении файла за пределами
участка. Поместить курсор в начало или конец выделенного участка можно с помощью
кнопок
и
,
находящихся в окне транспортировки, кнопка
помещает курсор в начало файла.
Чтобы точно выставить границы выделенного участка,
нужно зациклить его и перетаскивать границы прямо в процессе воспроизведения.
Для этого нажмите кнопку
в окне транспортировки и, двигая границы выделенного участка при помощи левой
кнопки мыши, добейтесь точного их расположения. Все операции по выбору фрагмента
рекомендуется делать, поставив отметку у пункта Options/Auto Zero Cross Marking,
благодаря этому удается избежать щелчков на границах выделенной области во время
ее воспроизведения.
В дополнение отметим, что в SoundFile View можно производить нелинейный монтаж файлов точно так же, как это делается в обычных аудиоредакторах, используя команды Copy, Cut, Paste, Mix, находящиеся в разделе Edit главного меню.
Как только вы правильно выделили требуемый фрагмент,
его нужно определить как область и разместить в MultiTrack View. Выполните команду
Regions\Create New Regions и задайте в диалоговом окне имя области, которая
сразу появится в окне Regions View. Чтобы теперь добавить область в MultiTrack
View, достаточно поставить на нее курсор и нажать кнопку .
Существует и другой способ внесения областей в MultiTrack View: нажмите Shift
и щелкните левой кнопкой мыши на выделенном фрагменте в SoundFile View, курсор
примет форму стрелки с расположенным внизу прямоугольником. Если теперь поставить
такой курсор на дорожку в MultiTrack View и нажать левую кнопку, то на выбранном
месте возникнет выделенная область. Похожим образом можно добавлять области
из окна Regions View, щелкнув левой кнопкой мыши на названии области при нажатой
клавише Shift.
Для модификации существующих областей в MultiTrack View щелкните два
раза левой кнопкой по области, отредактируйте ее в SoundFile View и выполните
команду Regions/Update Region.
Редактировать области можно и в окне MultiTrack
View, предварительно увеличив его для удобства работы во весь экран (Рис.5)
(аудиодорожки масштабируются клавишами Page Up/Page Down и кнопками
и
).
Выделение и внесение областей в Regions View происходит точно так же, как и
при работе в окне SoundFile View, а разбиение областей на части осуществляется
при помощи панели инструментов, вызываемой командой Window/Split Region ToolBar
(Рис.6). Области делятся нажатием на кнопку
,
кнопка
удаляет часть области, находящуюся слева от курсора,
также удаляет левую часть и перемещает оставшийся фрагмент
к начальной точке области. Если поставить курсор мыши на левую или правую границу
области, нажать левую кнопку, то, удерживая клавишу Shift, можно перетаскивать
границы, изменяя, таким образом, размеры самих областей.
Заметьте, что при удалении области из списка Regions View
она исчезает сразу из всех использующих ее дорожек MultiTrack View. Для того,
чтобы этого избежать, удаляйте область в MultiTrack View командой MultiTrack/Remove
entry (Don’t Affect Others).
Проект, находящийся в работе, полезно время от времени сохранять, чтобы иметь возможность, если потребуется, в любой момент вернуться к старой версии материала. Так как файл *.edl содержит только инструкции по воспроизведению системой звуковых файлов, то сохранение большого числа копий не занимает сколько-нибудь значительного места на диске.
SAW Plus32 предоставляет удобные средства нелинейного редактирования
материала, находящегося в окне MultiTrack View. Для удобства отображения областей
нажмите на кнопку
,
при этом вы увидите амплитудную картину звуковых волн. Чтобы перемещать область
по дорожке в горизонтальном направлении, нажмите кнопку
,
поставьте изменивший свою форму курсор на требуемую область и, удерживая клавишу
Shift, сдвиньте область вправо или влево. Для перемещения отрезка фонограммы
в вертикальном направлении опять нажимайте
и перемещайте область при нажатой клавише Ctrl. Прослушивая получающиеся
результаты, добивайтесь правильного размещения областей в MultiTrack View, формируя,
таким образом, звуковую композицию.
Одна из самых сильных сторон SAW Plus32, которую
нельзя не отметить – это возможность накладывать эффекты реального времени независимо
на каждую из дорожек. Для вызова диалогового окна эффектов (Рис.7) достаточно
щелкнуть левой кнопкой мыши в поле
MultiTrack View. Двойной щелчок на названии эффекта помещает его в правую часть
окна, где приводится список примененных к данной аудиодорожке эффектов. Эффекты
Reverse Audio (воспроизведение файла в обратном направлении), Reverse Phase
(инверсия фазы) не требуют дополнительных настроек, а вот при двойном щелчке
на названиях Graphic Equalizer (графический эквалайзер), Vari-Pitch/Speed (одновременное
изменение высоты и скорости звучания), CenterCh Eliminator (удаление составляющих,
лежащих по центру стереополя), Echo/Delay (эхо/задержка), Comp/Gate/Limiter
(динамическая обработка) возникают дополнительные окна настроек соответствующих
эффектов (Рис. 8). Каждый эффект позволяет сохранять пользовательские настройки
и вызывать их в любое время, пользуясь кнопками
и
.
Все эффекты, вызванные описанным методом, обеспечивают недеструктивную
обработку файла. Для того, чтобы непосредственно физически обработать файл,
нужно действовать другим способом. Подобрав необходимые настройки эффектов в
режиме недеструктивной обработки в реальном времени, выделите интересующую вас
область и выполните команду Process/MixDown/Process Marked Area Back To Original
File (Destructive) и в возникшем диалоговом окне нажмите OK. Помеченная область
будет обработана в соответствии с заданным алгоритмом и получившийся результат
можно прослушать, предварительно удалив из Effects Patch Builder присутствующие
там эффекты для предотвращения двойной обработки. Так как SAW Plus32 имеет только
один уровень отмены проведенной операции деструктивного редактирования, следует
быть очень осторожным при обработке файлов. Деструктивную обработку дорожек
полезно применять в случаях, когда компьютер не справляется с просчетом всех
используемых эффектов в реальном времени.
Помимо
эффектов, входящих в комплект поставки SAW Plus32 фирма Innovative Quality Software
предлагает несколько дополнительных модулей за отдельную плату. Это модуль реверберации
с большим количеством предустановок, измеритель уровня выходного сигнала для
MultiTrack View, PanHandler для кодирования звука по алгоритму Surround Sound,
AVI Viewer для работы с видеофайлами в формате AVI , EDL Investigator, предназначенный
для вывода информации, содержащейся в файлах с расширением *.edl и, наконец,
Ignition CD, позволяющий записывать компакт-диски прямо из программы SAW Plus32
при наличии пишущего CD-ROM-дисковода.
Для сведения материала, находящегося в MultiTrack View, используются
фейдеры, вызываемые щелчком левой кнопкой мыши в поле
(Рис.9). На каждую дорожку вызывается отдельный фейдер, при этом на дорожке
появляются две линии – красная показывает изменения громкости, а желтая - панорамы.
Все движения ручек громкости и панорамы, которые вы производите в процессе воспроизведения,
графически отображаются на экране и при повторном воспроизведении файла автоматически
повторяются. Кнопка
позволяет вернуться к первоначальному состоянию параметров громкости и панорамы
файла в случае неудачно проведенных регулировок. Точность регулировки громкости
задается значением коэффициента Slope в центральной части окна фейдера.
Команды для автоматического плавного повышения/понижения уровня громкости звучания файла и для осуществления кроссфейда находятся в разделе Mix основного меню программы.
Удостоверившись, что сведенная фонограмма звучит
требуемым образом, вы можете сбросить ее в один финальный звуковой файл, воспользовавшись
командой Process/MixDown/Build Mix To Output Track File. Задав в окне Set Conversion
Parameters частоту дискретизации, разрешение, тип (моно или стерео) и имя файла,
вы получаете его на выходной дорожке, обозначенной цифрой .
Выполнив команду Process/MixDown/Build Mix To New SoundFile, можно получить
результат в окне SoundFile View. К появившемуся на выходной дорожке файлу также
можно добавлять эффекты реального времени, например, компрессию.
По окончании работы над проектом вы можете записать финальный файл на любой цифровой носитель или обычную кассету.
В заключение стоит упомянуть, что SAW Plus32 можно синхронизировать с внешними MIDI/SMPTE-устройствами. В настоящее время программа поддерживает устройства фирм Opcode (серия MQX и Studio 64X) и MIDIMAN (серия Syncman), а также профессиональную карту для оцифровки звука Antex Studio Card. Программа может как воспринимать MTC и SMPTE-коды синхронизации, так и генерировать их, что позволяет использовать SAW Plus32 практически во всех случаях при производстве профессиональной аудио и видео продукции. Все настройки синхронизации проводятся в разделе Smpte/Midi главного меню.
SAW Plus32 отличается высокими требованиями к системным ресурсам. Рекомендуемая конфигурация предусматривает не менее 64 Мб оперативной памяти, операционную систему Windows NT и процессор Pentium 166. На более слабой машине с Windows 95 программа также будет работать, но с меньшей производительностью, в этом случае удастся воспроизвести меньшее количество аудиодорожек и можно будет задействовать меньшее количество эффектов реального времени. Для SAW Plus 3.3 рекомендуется процессор Pentium 90, 16 Мб памяти и система Windows 3.х/95, хотя не на полную мощность программа работает и на компьютере с процессором 486DX. Системные требования SAW 6.3 еще более низкие. Все три версии имеют практически идентичный интерфейс и, соответственно, схожие методы работы.
В целом Software Audio Workshop является выдающимся программным продуктом, в котором реализованы практически все функции, необходимые программе многодорожечной записи. SAW также обеспечивает самую высокую производительность среди всех аналогичных программных продуктов и обладает оригинальным удобным интерфейсом, который можно настраивать в соответствии с выполняемыми задачами.
Среди немногих недостатков SAW Plus32 можно назвать невозможность программной синхронизации с MIDI-секвенсором, небольшое количество уровней отмены проведенных операций недеструктивного редактирования и всего один уровень отмены операций деструктивного редактирования.
SAW Plus32 – программа для многодорожечной записи аудиофайлов на жесткий диск, нелинейного монтажа, обработки звукового материала эффектами реального времени.
Достоинства: очень высокая скорость работы, продуманный интерфейс, большое количество поддерживаемых дорожек записи, удобные средства редактирования, обработка аудиофайлов различными эффектами в реальном времени.
Недостатки: малое количество уровней отмены проведенных операций редактирования, отсутствие программной синхронизации с MIDI-секвенсорами.
Рекомендуемая конфигурация системы: Windows NT/95, Pentium 166, 64 Мб оперативной памяти.