Нотные редакторы
профессиональный взгляд
С появлением компьютера в музыке наступило время
больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание
целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной
студии, добавлять к ним всевозможные эффекты... И еще одно: теперь любой музыкант-любитель
- сам себе издательство. Он может легко набрать и напечатать любые свои сочинения.
Надо только правильно подобрать программу.
Давайте рассмотрим основные программные пакеты, которые предлагают нам разработчики.
Большинство людей, которые так или иначе связаны с набором нотного текста, знакомы
с программой Finale. Другие используют менее известную, но очень активно набирающую
обороты программу Sibelius. Есть еще Encore, Score for Dos и даже TeX, который
работает под Linux. Последний, думаю, не стоит рассматривать в качестве объекта
внимания для моей статьи (это софт для фанатов, в основном, технической ориентации,
ну, что-то вроде MUD для любителей RPG. Черный экран, формулы, специальная программа
для предварительного просмотра, отсутствие масштабируемых шрифтов, большие трудности
по созданию новых шрифтов и спецсимволов).
Encore - программа непрофессионалов. В ней довольно понятный интерфейс,
но очень мало возможностей. Система расстановки объектов на нотном стане и около
него крайне несовершенна. Encore позволяет вести запись нот для восьми независимых
голосов и поддерживает партитуры, состоящие из 64 нотных линеек. Ноты при печати
выглядят не очень хорошо. В целом, использовать не советую.
Score for DOS - для очень опытных пользователей. Очень хороша при использовании
совместно с Finale. Наиболее опытные пользователи, такие, как известный в определенных
кругах Сергей Лебедев (который написал книгу о Finale) используют сочетание
программ Finale + Score. Известно, что ноты при печати из Finale выглядят неплохо,
но не блестяще. Есть специальная утилита для перевода нот из Finale в Score,
после этой процедуры можно немного доработать ноты в Score и при печати получить
значительно улучшенный вариант. Недостаток - очень сложно разобраться. Совсем
не интуитивный интерфейс.
А если вы - начинающий пользователь, то вам однозначно подойдет Sibelius
. У него приятное и очевидное управление. Любую функцию можно найти сразу
с помощью нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом
меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий
английским языком. Для ускорения работы можно изучить клавишные комбинации и
даже назначить их самому.
В Sibelius очень легко делать такие вещи, как, например, перелом строки и другие,
характерные для современной музыки (а это очень актуально для людей, подрабатывающих
набором нот для консервативных композиторов, которые не хотят иметь ничего общего
с компьютером, но, тем не менее, уважающих напечатанный нотный текст). Чтобы
стало понятней, замечу, что в Сибелиусе только разновидностей нотных головок
около 20 штук, а также около 25 ключей (поверьте, далеко не каждый музыкант
знает их все).
В Finale тоже можно успешно набирать такие ноты, но иногда возникают такие проблемы,
для решения которых приходится находить совершенно необычные решения. Например,
чтобы сделать в Finale перелом нотной строки посередине, а затем ее продолжение
на таком же уровне по высоте, нужно вставить рисунок белого цвета, и растянуть
его на такой участок, который бы закрывал ненужный кусок строки. Согласитесь,
не очень логично. В Сибелиусе же это можно сделать в 2 клика.
Позволю себе немного сказать о моих ощущениях после перехода с Finale на Sibelius.
В Finale я иногда подолгу искал как же сделать то или это. А потом, после получасового
копания в 1000-страничной документации на английском, наконец, находил и удивлялся:
как же здорово придумано! В Сибелиусе я просто брал и делал то, что мне надо,
причем любую функцию может найти даже новичок, каким я и был тогда. В Finale
очень запутанная система файловых меню, огромное количество панелей, сложно
сразу понять какая из них за что отвечает, а в Sibeliusе все построено очень
логично. В Finale для того, чтобы просто изменить высоту штиля (палочка, которая
служит для обозначения длительности ноты), надо из главного меню вызвать специальную
панель инструментов ( Special Tools ), в ней выбрать кнопку управления
длинной штиля ( Stem length tool ), а потом уже тянуть за квадратик,
который появляется только после клика (!) по нужному такту. В Sibelius'е же
достаточно просто потянуть за верхнюю часть штиля нотки.
Вы спросите, что же мешает использовать все программы вместе, чтобы употреблять
сильные стороны каждой из них? К сожалению, почти все они совершенно несовместимы.
Только в Finale 2000 появилась функция импорта файлов из Encore. Хотя, говорят,
что после такого импорта файлы приходится долго дорабатывать, так что это не
выход.
Однако, что это я все хвалю только Sibelius? Любителям "горячих клавиш" придется
по душе Finale. Там предусмотрены назначения клавиш почти под все операции.
Есть еще специальная программа - FinKey , которая позволяет еще увеличить
количество операций для назначения клавиш. Правда, и в Sibelius последних версий
уже есть свои сочетания клавиш почти для всех функций, которые весьма удобны.
Многие наборщики выкладывают ноты, набранные ими, в качестве примера их работы
в Сеть, так что если повезет, вы сможете получить не просто нотный текст какого-либо
сочинения, вы получите текст, который можно редактировать! И Finale, и Sibelius
поддерживают Plug In'ы, так что их возможности можно расширять, не дожидаясь
выхода новых версий.
Напоследок еще один важный аспект - вывод на печать. Здесь лидер, без сомнения,
- Sibelius. Я пробовал набирать одни и те же ноты в Finale 2000 и Sibelius 1.104,
и разница была очевидна. В Sibelius ноты выглядят так, как будто они были напечатаны
в нотном издательстве. Кстати, многие издательства за границей сейчас используют
Sibelius. И еще, в "Компьютерре" писали, что где-то за бугром провели независимый
тест-сравнение программ Finale и Sibelius. Было поставлено 10 сложных задач.
В Sibelius'е были решены все, а в Finale - только 7 из 10. После этого
кампания Coda, которая разрабатывает Finale, заявила, что уже летом 2000 года
мы увидим новую версию Finale, которая будет лучше всех. Ну что ж, посмотрим.