Во многих областях человеческой деятельности можно найти элементарные,
казалось бы, вопросы на которые практически невозможно дать внятный ответ.
Для музыки это будет вопрос о том что, собственно говоря, является музыкой. В литературе, пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь приемлемого определения
музыки. Определения вида - "музыка - вид искусства, отражающий
действительность в звуковых художественных образах и активно
воздействующий на психику человека" - не выдерживают никакой критики. Но
самое забавное то, что лучшего определения дать и не удастся. Можно лишь
всякими способами незначительно дополнять это определение, например: "музыка
- вид искусства, отражающий субъективное ощущение действительности в
звуковых художественных образах, организованных по определенным законам,
и активно воздействующий на психику человека". Выходит ничуть не лучше. В общем, такая ситуация неясности элементарных понятий сопровождает изучающего
музыку довольно долго, и лишь с накоплением достаточно большого объема знаний
музыкант, неоднократно переосмысливая узнанное ранее, выстраивает все полученные
знания в стройную логичную цепочку. При обучении, у учеников, вследствие кажущейся сложности и запутанности
музыкальной теории, обычно возникает множество вопросов, на которые преподаватель
редко когда дает удовлетворяющий ученика ответ. Эта кажущаяся сложность и избыточность
теории приводит к тому, что иногда даже музыканты, закончившие среднее или высшее
музыкальное учебное заведение, не осознают надобности всех тонкостей музыкальной
нотации, что приводит к "выдающимся открытиям" и "переворотам". Интересующимся
можем порекомендовать посетить "Экспериментальную школу музыки", адрес которой
имеется в разделе "Ссылки". При начальном обучении музыке взрослого человека ситуация еще более сложная.
Уклончивые ответы, отвлекающие ребенка, взрослого человека уже не удовлетворяют, а
дать ответ, пусть не объясняющий, но явственно показывающий надобность того или
иного понятия, преподаватель зачастую не в состоянии. Положение дел с учебной литературой, а тем более пригодной для самостоятельного
изучения совсем плачевное. Достаточно взглянуть на первый попавшийся учебник элементарной
теории музыки, как увидишь сперва несколько вымученное предисловие о том,
как важно для исполнителя знание теории музыки, далее в первой главе
начинается внезапный скачек в сторону физической сущности звука - частоты,
обертоны, тембры. Дальше так же без перехода идет рассказ о нотной записи. Складывается впечатление, что авторы пишут начальные части учебников, как бы
подразумевая, что читатель это все и так знает, и лишь к середине книги, а
то и далее, появляется материал новый для обучаемого. Попытка самостоятельного изучения музыки с нуля по таким книгам обычно кроме
раздражения никаких чувств не вызывает - одни только знаки альтерации,
черт бы их побрал, чего стоят! Мы, в своей работе, попытаемся избежать тех подводных камней, которые видим
(возможно, натолкнувшись на другие) и создать учебник пригодный для
самостоятельного обучения. Безусловно, он будет сильно отличатся от традиционных
учебников теории музыки, причем не только способом, но и последовательностью
изложения материала. Мы надеемся, что работа наша будет вам полезна, и рассчитываем
на вашу всестороннюю поддержку. |