После достижения непринужденного исполнения мажорных и
минорных трезвучий в шести положениях можно переходить к
игре гармонических оборотов.
Целесообразно сначала освоить соединения D-T, T-S, то есть
трезвучий кварто-квинтового соотношения, а затем S-D.
Как и при освоении расположений трезвучий, изучение оборотов
(сначала в гармоническом, а затем в мелодическом соединении)
легче начинать с тесного расположения.
Перед игрой упражнения в определенной тональности нужно
определить звуковой состав аккордов основных функций, после
чего проиграть их по образцу упражнений из предыдущего урока.
Практически, есть только одно упражнение - игра в различных
тональностях мажоро и минора последований вида:
T 1-D-T,
T 3-D-T,
T 5-D-T, и
в обратной последовательности в нисходящем движении
T 5-D-T,
T 3-D-T,
T 1-D-T.
(цифры вверху обозначают мелодическое положение аккорда)

Таким же образом нужно играть последовательности D-T-D, T-S-T,
S-T-S.
При каждом взятии аккорда нужно про себя называть его функцию,
прислушиваясь одновременно к пальцевым ощущениям при переходе от
аккорда к аккорду - один палец правой руки (играющий общий звук)
остается на месте, два других звука берутся смещением на секунду
вверх или вниз; левая рука скачком берет басовый звук.

Целью таких упражнений является выработка полного автоматизма
движений при соединении аккордов, такого автоматизма, при
котором играющий не будет искать на клавиатуре звуки следующего
аккорда, а просто увидев ноту в мелодии (и услышав внутренним
слухом сопровождающую ее функцию) тут же будет рефлекторным
движением брать нужный аккорд. При этом мышление идет уже не
отдельными звуками и голосами, а функциями и последовательностями
аккордов, подобно тому, как человек умеющий писать, пишет не
палочки, уголки, крючечки и закругления, а сразу, не задумываясь,
целые буквы, а то и слова.
После достаточно уверенного освоения гармонического соединения,
нужно приступать к подобным упражнениям с мелодическим соединением
аккордов кварто-квинтового соотношения, внимательно следя за тем,
чтобы бас и верхние голоса двигались в противополодные стороны,
сходясь или расходясь.
Последним нужно освоить мелодическое соединение S-D.
Упражнения в широком расположении, более сложные из-за того что
верхние голоса исполняются двумя руками, нужно изучать медленнее
тесных, внимательно следя за голосоведением. Легче даются
соединения при которых общий звук находится в теноре, тогда правая
рука ведет два голоса. Если общий звук в сопрано или альте,
ученики часто ведут голоса "вразнобой" - сопрано вверх, а тенор
вниз, например. В таких случаях нужно дополнительно указать на то,
что верхние голоса идут в одну сторону.
|