![]() | |||
MIDI-технология. Урок седьмой.
| ![]()
Роман Мухачев, экс-клавишник групп "Мираж", "Лицей", "Тайм-аут", "Треф".
|
|
![]() |
MIDI-файлы, General MIDI... При этих словах у каждого, кто хотя бы немного знаком с компьютерами, возникают приблизительно одинаковые ассоциации. Для тех, кто имеет персоналку с простецким Sound Blaster и не занимается компьютерной музыкой, все знакомство с General MIDI и MIDI-файлами зачастую сводится только к попытке прослушивания нескольких MIDI-файлов, входящих в стандартный комплект поставки Microsoft Windows. А например, если у вас в компьютере установлена какая-нибудь приличная звуковая карта, впечатления от прослушивания MIDI-файлов будут значительно более яркими.
| |
Как вы помните, на прошлом занятии по MIDI-технологии мы начали разговор о цифровой записи звука, продолжим этот разговор в следующем номере, так как мы получили множество писем с вопросами о GM-картах, GM-синтезаторах и работы с ними. Это вполне естественно: подавляющее большинство пользователей PC имеют в своем распоряжении GM карту или GM синтезатор. Но сначала отвечу на наиболее интересные вопросы, не касающиеся темы сегодняшнего занятия. Ракитин Дмитрий из Нижнего Новгорода пишет: «Наконец-то собрал конструкцию из компьютера, звуковой карточки и MIDI-клавиатуры. На приличные клавиши денег пока не хватает, поэтому решил надавить на карточку. Мне сказали, что если купить, например Tahiti с навесным синтезатором Yamaha DB 50 XG, то можно на первое время обойтись. Но может только деньги на ветер выкину?» Если вы собрались заниматься MIDI-аранжировками, то внешний MIDI-прибор будет звучать намного лучше. Потерпите немного, и позже качество звука станет хорошим аргументом в пользу столь большой траты денег. У нашего читателя Леонида (фамилия не указана) начались проблемы при сбросе SysEx информации из синтезатора Ensoniq TS10 в компьютер. При сбросе виснет и ругается Cubase, а при последующем воспроизведении записанной информации закидывает TS10. «Неужели «Десятка» такой нежный инструмент!», - восклицает Леонид. Да, уважаемый Леонид, TS10 хлебом не корми, дай «позакидывать». Что можно посоветовать? Записывая SysEx, ставьте дорожку, на которую пишете, в режим «соло». Попробуйте на время записи и воспроизведения SysEx увеличить темп до 250. Вообще, у меня в установках драйвера MIDI-карты Voyetra 24S, есть параметр: MIDI Rx Buffer Size, т.е. размер буфера, принимающего MIDI-информацию. Увеличьте значение этого параметра, если он есть в установках вашей карты и посмотрите, что получится. Мне кажется, что проблема заключается именно в этом, хотя, вы совершенно правы, Ensoniq в этом деле тоже не подарок. Проблемы с MIDI-аппаратурой возникают, уважаемые читатели, как и у начинающих пользователей, так и у людей, много лет занимающихся шоу-бизнесом. Вот например Сергей Кузнецов из группы «Фристайл» столкнулся со следующей проблемой. «При выполнении стандартной процедуры «Установка оборудования» в Панели управления Windows 95, - пишет Сергей, - компьютер выдает сообщение «Новое оборудование не обнаружено». При попытке установить «вручную» с использованием прилагаемой к синтезатору дискеты , компьютер также выдает сообщение об ошибке. В чем же тут дело?» Корректно подключить синтезатор к компьютеру используя порт «To Host PC» очень сложно. В принципе, я бы не стал использовать этот способ подключения по ряду причин, причем сложность не была бы основной причиной. Как правило, параллельно с подключенным таким способом инструментом, используются и другие внешние MIDI-устройства. Времена срабатывания MIDI-аппаратуры несколько больше, чем время срабатывания синтезатора, подключенного по «Host PC». Эта, совершенно незаметная на слух задержка приводит к такому нежелательному эффекту, как «разваливание» аранжировки. Лучше всего, когда все MIDI-инструменты подключены однотипным образом. То есть либо у вас все инструменты включены только по MIDI, либо только по «Host PC» портам. А вообще, странно что у вас, Сергей, как вы пишете, Windows 95 не обнаружили на дискете от Korg, файла oemsetup.inf . При установке оборудования «вручную», на вопрос Windows'95 «Произвести ли поиск новых устройств?» надо отвечать «Нет». Далее, в следующем по ходу окне, выбирая тип устанавливаемого устройства, надо выбирать «Аудио-, видео- и игровые контроллеры». В этом случае, компьютер обязательно должен увидеть на указанном устройстве столь необходимый файл oemsetup.inf и продолжить установку. А распайка спецпровода приведена правильно. Ну а теперь перейдем к теме седьмого занятия по MIDI-технологии. Что такое General MIDI? Это стандарт, разработанный фирмой Roland. Прежде всего, там стандартизованы порядковые номера и названия звуков. Если в названии инструмента или в его описании присутствуют слова General MIDI, стандартными также являются зарезервированные MIDI-контроллеры и другие параметры. Для чего это сделано? Для того, чтобы композицию, сыгранную, записанную и сведенную на одном GM-инструменте можно было без проблем воспроизвести на другом GM-инструменте или даже GM-инструменте другой фирмы-производителя. Универсальным способом переноса музыкальной MIDI-информации стали MIDI-файлы. Формат MIDI-файлов поддерживается практически всеми секвенсорными программами. В последнее время большинство синтезаторов, имеющих внутренний секвенсер и дисковод, обладают возможностью читать и воспроизводить MIDI-файлы. Если в начале MIDI-файла, то есть в первых тактах песни находится информация о расстановке звуков по каналам, о громкостях, панораме, обработке и др., и эта информация соответствует стандарту General MIDI, то этот MIDI-файл является, соответственно GM MIDI-файлом, и любой GM-инструмент будет его приблизительно одинаково воспроизводить. Разница в звучании будет зависеть только от качества самого GM-инструмента. То есть дешевая GM-карточка будет звучать хуже, чем дорогой GM-модуль, выполненный в виде отдельного MIDI-устройства. В Internet на самых разных сайтах полным-полно MIDI-файлов. И ни для кого не секрет - подавляющее большинство из них звучит плохо. Это происходит прежде всего потому, что и художественная сторона (аранжировка, исполнение) и техническая (подбор звуков, сведение) невысокого качества. Очень многое зависит от устройства, воспроизводящего MIDI-файлы. Если вы проигрываете MIDI-файл через обычный SB16, то звучание даже самого лучшего MIDI-файла будет не очень впечатляющим. Если в вашем компьютере установлена карта типа GUS, или AWE32, или Tahiti с дочерней платой Yamaha, то звучание того же самого MIDI-файла будет лучше. Если же вы воспроизводите MIDI-файл через специализированный внешний звуковой модуль, подключая его к компьютеру по MIDI, то при наличии неплохого MIDI-файла можно добиться вполне профессионального звучания. Следует сразу оговориться: если вы хотите при помощи GM или GS инструмента заниматься серьезной танцевальной или поп-музыкой, то вас ожидает провал. Почему в этом случае GM или GS инструменты не смогут вам помочь? Потому, что имеющиеся здесь возможности для редактирования, такие как форма огибающей, резонансные фильтры, портаменто и т.д., - это незначительная часть параметров доступных для редактирования звука даже на каком-нибудь самом дешевом аналоговом синтезаторе. И этого, не хватит для создания полноценной современной композиции. Но многие музыканты и аранжировщики начинали на заре творчества именно с GM инструментов. И у многих из музыкантов GM-синтезатор до сих пор является любимым инструментом. Лично у меня очень много хорошего связано с одним из первых моих синтезаторов звуковым GM-модулем Roland SC7. С помощью его 128 GM звуков получались интересные произведения. Сейчас я попробую сформулировать несколько простых правил, которые, я надеюсь, помогут вам в работе с GM-синтезаторами при создании MIDI-файлов. Если вы только собираетесь приобретать GM-синтезатор, прослушайте как можно больше моделей до принятия окончательного решения. Прослушивание желательно производить на одной и той же акустике или в одних и тех же наушниках. Если есть возможность, запишите демонстрационные произведения с каждого из прослушиваемых синтезаторов на кассету, чтобы дома, в спокойной обстановке произвести оценку. Звучание каждого инструмента, конечно, разное. Например, Roland звучит мягко и с теплотой, звучание же модулей Yamaha как бы более живое, но и более жесткое. Самое главное - разобраться что вам нравится и что вам подходит. Более дорогие модели звучат соответственно более качественно за счет использования в них более дорогих микросхем, большего количества памяти с более подробно засэмплированными звуками. Если позволяют финансы, отдавайте предпочтение инструменту с возможно большей полифонией, так как при программировании аранжировки, число свободных голосов уменьшается с необыкновенной быстротой (особенно при программировании сложных партий барабанов и перкуссии). При записи таких партий, как акустическая или электрогитара записывайте на отдельную секвенсорную дорожку звук перемещения пальцев по струнам. Делайте его по громкости не очень сильно, чтобы он не слишком вылезал вперед. Старайтесь представить себе, какие ноты играл бы гитарист. Не ограничивайтесь простой игрой фортепианных аккордов на гитарном звуке. Просмотрите имеющиеся у вас MIDI-файлы на предмет гитарных партий. Попробуйте изобразить нечто похожее, на худой конец, скопируйте понравившийся вам фрагмент. Записывая партию, например, безладовой бас-гитары, используйте Pitch-bend, чтобы получить такой же эффект, как на настоящем инструменте. Если у вас не получается записать все за один проход, запишите сначала просто ноты. Затем, на другую дорожку запишите отдельно Pitch и Modulation. Добившись желаемого результата, «смешайте» обе дорожки. Не всегда верьте «глазам своим». Шире используйте звуки «не по названию». Транспонируя звук на две-три октавы вверх или вниз относительно их нормальной тесситуры, вы получаете совершенно по другому звучащий инструмент. Например интересно звучит флейта в низком регистре, в то время как бас-гитара в верхнем превращается чуть ли не в солирующий инструмент. Если какой-либо звук вас не очень устраивает, а вы не хотите заниматься долгим его редактированием, попробуйте «замешать» два однотипных тембра путем копирования секвенсорных дорожек. Например, смешав String Pad и Synth Pad вы получите такой же по характеру, но более плотный и динамичный звук. Смешивая тембры, попробуйте немного расстроить какой-нибудь из них и повернуть его немного по панораме. Добившись необходимой пропорции, вы получите как бы улучшенную версию этого инструмента. Также попробуйте сдвинуть одну из дорожек вперед-назад, используя параметр Track delay чтобы один из звуков стартовал чуть раньше, чем другой. При смешивании двух и более звуков, хорошие результаты получаются, если у одного из них сделать мягкой атаку. Получается что-то наподобие «morphing»-эффекта. Сочетая все вышеперечисленное с эффектами резонансных фильтров, вы получите звучание совершенно непохожее на звучание обычного GM-инструмента. Используя компьютер в качестве секвенсора, шире используйте имеющиеся в секвенсорных программах возможности для редактирования GM-патчей. Например, в Cubase, в GM/GS/XG редакторе очень удобно заниматься управлением основных параметров GM-синтезатора. Если вы сохраните на диск установки GM/GS/XG редактора, сразу после загрузки этой композиции, все сохраненные ранее параметры будут мгновенно восстановлены. Существуют еще и аппаратные устройства управления параметрами GM инструментов. Работать с ними значительно удобней, чем с компьютером. Понятно почему - в компьютере мышью за один раз вы изменяете только один параметр, а с помощью внешнего устройства вы можете изменять соответственно сразу несколько. Шире используйте внешние устройства обработки для изменения или окраски звука. Если у вашего GM-синтезатора несколько аудиовыходов, то, например, отделив бас от стереопары и подключив к нему гитарный дисторшн с небольшим перегрузом, этот бас зазвучит плотнее и агрессивнее. Если вы используете GM-инструмент имеющий одну стереопару, не забывайте о возможности записи таким образом выруленного звука на аудиодорожку в секвенсоре. Не забывайте о панораме - после того, как вы раскинете некоторые звуки влево-вправо, ваша композиция зазвучит более интересно. Как правило, в GM- модулях существует только два эффекта - хорус и ревер. Немного пошевелив извилинами можно придумать другие. Например, скопируйте секвенсорную дорожку один к одному, уменьшите ее громкость и параметром Track delay или простым перетаскиванием дорожки «задержите» ее ненадолго. Вы мгновенно получили простое и интересное эхо. Многие секвенсоры имеют в арсенале возможностей арпеджиаторы и MIDI-процессоры, позволяющие создавать различные сложные эффекты подобного рода. Будьте осторожны - такие эффекты частенько вызывают пропадания нот из-за заползания стартов нот за их концы, но иногда это также бывает интересно. Встроенный в большинство GM-модулей хорус очень хорош, но не следует добавлять его на каждый канал. Оставьте несколько каналов без хоруса - особенно, если на них добавить ревер, и ваша композиция зазвучит прозрачней. Хочу напомнить, хотя это и так понятно: не увлекайтесь ревером! Старайтесь работать с небольшими по времени холлами. Ревер, при большом его количестве вносит достаточно много грязи в фонограмму. Конечно, дорогие друзья, в рамках одной публикации невозможно дать тысячу советов на разные случаи. Творите и экспериментируйте, задавайте вопросы. Самое главное - почаще скидывайте свои произведения на кассету и слушайте в самых разных местах с перерывом во времени. Это позволяет лучше понять, что же вы на самом деле напридумывали. Продолжение курса лекций - Урок восьмой |