Мастер-класс


MIDI-технология. Урок девятый.
Роман Мухачев, экс-клавишник групп "Мираж", "Лицей", "Тайм-аут", "Треф".

    Музыка должна увлекать за собой в первые три секунды с начала произведения. Если этого не происходит, значит, что-то не так. Как бы не начиналась ваша гениальная композиция - с барабанного брейка, гитарного рифа, клавишной партии или сразу с вокала - вступление должно за первые 2-3 секунды приковать к себе внимание и настроить сознание слушателя на нужную вам волну. Если удалось, следующая задача - удержать с таким трудом пойманное внимание на протяжении всего произведения. Вот так в нескольких словах можно сформулировать основной критерий успеха той или иной песни или композиции. Для достижения этого в арсенале у музыкантов и композиторов имеются следующие приемы и методы: выразительность мелодии, красота гармонии, точность рифмы и множество, множество других. Правильно комбинируя и используя их, вы непременно добьетесь успеха.



   Здравствуйте, уважаемые читатели! Я думаю, вы с интересом прочитали предыдущий абзац. Безусловно, самое главное в песне: мелодия, гармония, стихи - не поддается формализации. Величие мелодии и гармонии определяется наличием у художника более тонких качеств. Но вышеперечисленное, надеюсь, поможет при анализе и корректировке ваших произведений.

   На сегодняшнем занятии мы поговорим о так называемой теории лупа. Для тех, кто забыл, напомню, что луп (от англ. Loop, дословно - петля) - это кусочек музыкального произведения, размером, как правило, в один или несколько тактов. Лупы бывают как инструментальными, так и вокальными, шумовыми и барабанными. Поскольку в настоящее время в распоряжении пользователей PС появилось огромное количество компакт-дисков с лупами-сэмплами, считаю своим долгом рассказать нашим читателям о наиболее правильных и быстрых, на мой взгляд, способах работы с лупами.

   Чем же привлекают нас лупы? Тем, что из них мы достаточно быстро можем собрать неплохо звучащее произведение. Инженеры и программисты на так называемых "фабриках звуков" уже поработали для того, чтобы к нам в руки попали уже хорошо сведенные и обработанные лупы. Нам остается только грамотно их скомбинировать. Сегодня мы подробно разберем основные методы работы с лупами и выясним достоинства и недостатки этого метода программирования музыки. Однако хочу заметить, что это достаточно сложная задача в рамках статьи. Поэтому я прошу вас, дорогие друзья, сосредоточиться. Лучше всего читать и одновременно выполнять мои инструкции на имеющейся у вас аппаратуре.

   Сначала по традиции отвечу на вопросы.

   Читатель Сергей Николаев из Ставрополя пишет: "Работать с MIDI-аранжировками мне нравится в Cubase, а записывать аудио я привык в Samplitude. Но каждый раз после аранжировки перед записью голоса мне приходится перекидывать "минус" в Samplitude, при этом ощутимо теряется качество. Можно ли засинхронизировать Cubase и Samplitude по каким-нибудь внутренним шинам? И вообще, можно ли засинхронизировать несколько программ, работающих по MIDI, внутри PC без использования внешних MIDI-карт?" Очень хороший вопрос. Я тоже сталкивался с подобной проблемой. Разберемся по порядку. Лучше всего работать в Windows'98. По сравнению с Windows'95, в 98-х лучше организован мультимедиа тайминг, MIDI-программы играют ровнее. Существует программа HLD - Hubi`s Loopback Device. После ее установки в системе появляются дополнительно от одного до четырех (по вашему желанию) виртуальных MIDI-порта. Соответственно, если вам необходимо засинхронизировать Cubase и Samplitude, в программе-master нужно указать один из этих Loopback-портов для выдачи MIDI-тайм кода (или MIDI-clock), а в программе-slave указать тот же самый порт для приема любого из вышеперечисленных синхросигналов - связь между двумя программами установлена без дополнительных MIDI-кабелей. У этой программы есть еще один плюс: если вы случайно "закоротите" MIDI-выход какой-либо программы с ее же собственным MIDI-входом, то HLD это быстро распознает - и компьютер у вас не зависнет, MIDI-инструменты не "глюканут". По большому счету, программа HLD является практически единственным корректным решением проблемы синхронизации и передачи MIDI-информации между двумя и более программами внутри IBM PC в операционной среде Windows. Вот именно - по этим виртуальным портам мы можем передавать не только синхросигналы. Любую MIDI-информацию - ноты, контроллеры, SysEx - вы можете перебрасывать из программы в программу, используя эту виртуальную MIDI-шину. Еще один немаловажный момент: дистрибутив программы HLD занимает около 40 килобайт в архиве и распространяется по принципу Shareware. Так что смело скачивайте себе эту программу из сайта "Шоу-Мастера". Не забудьте только сообщить нам, насколько эта программа облегчила вам работу.

   Вернемся к теме сегодняшнего занятия - теории лупа. Основная музыканта, работающего с лупами, - сделать так, чтобы лупы не расходились. Например, после выстраивания из двухтактового барабанного лупа путем его копирования партии барабанов длиной на всю песню она должна звучать идеально слитно, без каких-либо ритмических сбоев. Это делается просто - подрезается начало и конец нужного нам фрагмента, затем фрагмент копируется столько раз, сколько нужно. Более сложной задачей является привязка к сетке темпа секвенсерной программы, для того чтобы мы могли "сверху" на луп наигрывать, квантовать и копировать ноты своих оригинальных произведений. Как эта проблема решается?

   Основным параметром, характеризующим луп, является его темп. Барабанные лупы требуют сверхточной подгонки по темпу. А в вокальных и гитарных лупах микронеровности могут создать интересный грув. Чтобы луп, взятый с компакт-диска был пригоден для личного использования, он должен соответствовать нескольким параметрам. Основной из них - это "подрезка" старта лупа. Старт подрезается либо в сэмплере, либо в аудио-редакторе.

   Кое-кто из вас, уважаемые читатели, наверняка пробовал на заре творческой деятельности запускать вместе два магнитофона с одинаковой записью. Попытаюсь описать, что же при этом происходит. При удачной попытке одновременного нажатия на кнопки воспроизведения или отжатия кнопок паузы магнитофоны воспроизводят запись псевдостереофонически с эффектом "fazer", вызывая тем самым восторг у слушателей. Но через несколько секунд между магнитофонами начинается расхождение. Сначала оно небольшое, затем выглядит как "дробление", затем - как эффект "delay", и, наконец, превращается в какофонию. Это происходит - из-за разницы в скоростях магнитофонов - как тех, на которых воспроизводится запись, так и тех, на которые записывалась. Когда мы пытаемся синхронизировать луп с MIDI-секвенсером, возникает тот же эффект "двух магнитофонов". Давайте разберем, как быстро и корректно "срастить" MIDI-кухню и луп в единое целое.

   Основная идея корректной подстановки лупа - привязка начала каждого фрагмента к темповой сетке. Например, выбранный вами барабанный луп занимает четыре такта (см. рис .1). Подставляя луп в секвенсер, мы должны выполнить следующие действия: подрезать начало, подрезать конец фрагмента и подобрать темп в секвенсере. При этом подрезка начала и подборка темпа - процессы чрезвычайно важные, а подрезка конца сэмпла - задача второстепенная.

   Объясняю почему. Если мы поставим начало лупа точно в начало такта, то даже при больших расхождениях по темпу первый удар лупа и первые MIDI-ноты (первая доля) всегда будет звучать вместе. Аналогия с "двумя магнитофонами": подогнали вручную начало звука к головкам в режиме "пауза" и одновременно нажали на кнопку "Play". В зависимости от правильности подобранного темпа в дальнейшем (к концу лупа) начнутся расхождения. Подгонкой темпа мы сводим их к минимуму. А после того, как отзвучит последняя нота лупа, мы тут же заново его запускаем. То есть мы используем возможность цифровых систем мгновенно "перемотать на начало" наши "два магнитофона" и моментально нажимаем на "Play". Тем самым мы не позволяем "двум магнитофонам" играть вместе более одного-двух (в нашем примере четырех) тактов, а значит, не даем им разойтись. Поэтому, подставляя луп, мы должны отталкиваться не от конца только что отыгравшего фрагмента, а от первой доли следующего такта секвенсерной программы. Так мы повышаем синхронность игры лупа и секвенсера.

   Синхронное воспроизведение в нашей системе зависит от двух факторов. Первое требование, которое должно быть выполнено для того, чтобы луп мог без проблем "зациклиться", - это точная подрезка начала лупа. У большинства лупов, поставляемых на CD, уже более-менее правильно подрезан старт, но для получения хороших результатов полагаться на это не рекомендуется. Точная подрезка конца лупа не так важна, главное - не сделать его короче, чем целый такт.

   Второе требование - точнейшая подгонка темпа в секвенсере. Скажу сразу - речь идет о сотых долях удара. Поэтому в секвенсерах, где темп меняется целыми значениями, подгонять луп надо по-другому - подстройкой его pitch. А если pitch лупа трогать нельзя - проблему без компьютера не решить. Вообще, изменение высоты тона лупа - крайняя мера, к ней лучше не прибегать. Как правило, любые сэмплы звучат лучше при опускании их по pitch, чем при поднятии. То есть если вам надо изменить темп лупа, то менять его лучше вниз, чем вверх. Если все равно не подходит - ищите другой луп. Самое главное при аранжировке - это подбор звуков. Не жалейте на это время и не пользуйтесь первым попавшимся звуком. А проблемы при подборке pitch лупа могут возникнуть еще и потому, что градации подстройки (fine tune) в синтезаторах и сэмплерах слишком грубые и подстроить точно может оказаться невозможным.

   Идем дальше. Как уже было сказано выше, при синхронизации лупа с секвенсером темп MIDI-аранжировки подбирается именно в секвенсере. А старт лупа подрезается или в сэмплере, или в компьютере, в каком-нибудь wave-редакторе. Конечно, работать на компьютере и резать файлы в графическом режиме удобней, быстрей и проще, чем копаться в кнопках и ручках сэмплера. Пусть каждый из вас, уважаемые читатели, выбирает свой индивидуальный и неповторимый метод работы, исходя из поставленных задач и имеющихся средств. Я попытаюсь, насколько это возможно, рассказать об известных методах работы.

   Разберем два самых распространенных случая.

   Первый - вы работаете с MIDI-секвенсером, или с секвенсерной программой, луп находится в сэмплере. Второй - вы все делаете в программе, позволяющей одновременно воспроизводить MIDI и audio (такой как Cubase Audio, Logic Audio, Cakewalk Audio).

   Во всех вышеперечисленных программах имеется тактовая шкала, или Grid. Пользователь может установить для нее единицы измерения - такты или секунды. Соответственно Grid у нас будет либо тактовой, либо "временной" сеткой. Работая в любой из вышеперечисленных программ, мы создаем и перемещаем объекты (паттерны, звуковые файлы) в этой сетке. Как правило, шаг этой сетки (Snap) равняется одному такту. Иногда бывает нужно, особенно при аранжировке медленных композиций, устанавливать Snap равным 1/2 такта. Но выключать привязку к темповой сетке (Snap Off), например, для того, чтобы сверхточно и при максимальном PPQ-разрешении подвигать паттерны, бывает необходимо только в очень редких случаях. При работе с лупами, так же, как и в подавляющем большинстве MIDI-задач, эта привязка обязательно должна быть включена. В Cubase параметр Snap to Grid должен быть в значении ON, шаг сетки должен быть целым и равняться одному такту (Snap = BAR). Правильная установка Snap - один из принципов корректной подстановки лупов. Именно привязка лупа к темповой сетке позволяет в дальнейшем при аранжировке спокойно пользоваться такой необходимой функцией секвенсеров, как Quantize.

   Подгон лупа к тактовой сетке - процесс достаточно трудоемкий, потому что требует многократного повторения нескольких одинаковых процедур. Эти процедуры сами по себе не очень сложны, но повторять их необходимо многократно до получения нужного результата. А нужный результат в данном случае - это отсутствие расхождений и сбоев.

   Итак, звук с лупом загружен в наш сэмплер и принимает MIDI-информацию по первому MIDI-каналу. (см. рис. 2). Вся MIDI и аудио-коммутация выполнены правильно - с MIDI-клавиатуры на MIDI-вход компьютера приходит сигнал, с MIDI-выхода компьютера на MIDI-вход сэмплера информация также приходит. С аудиовыходов сэмплера сигнал попадает в усилитель мощности и слышен из контрольных мониторов. Первое, что надо сделать, это нарисовать вручную в каком-нибудь из редакторов вашей секвенсерной программы ноту длиной строго 1, 2 или 4 такта - в зависимости от того, сколько тактов есть у вас в лупе. Допустим, луп состоит из двух тактов. Самое главное: при нажатии на эту ноту на MIDI-клавиатуре луп должен воспроизводиться так, как вам надо. Если темп лупа вас не устраивает, поищите нужный, нажимая клавиши в небольших пределах около основной. Если и после вы останетесь недовольны, поищите другой луп. (На рис. 3 - Key Editor из Cubase с нарисованной вручную нотой длиной в два такта). Затем необходимо записать метроном, под который мы и будем подгонять, или клик (click) на соседнюю дорожку. Нельзя пользоваться "штатным" метрономом - он в большинстве случаев играет "криво" и с ним не отловить нужных нам микронеровностей. Надо "нарисовать" свой собственный метроном четвертными нотами также в Key Edit. На рис.3 изображена распечатка партии необходимого нам метронома длиной также в два такта. После окончания подгоночного процесса вы сможете копировать этот паттерн столько раз, сколько вам необходимо. Отсутствие расхождений гарантировано.
На рис. 4 дана распечатка главного окна Cubase с композицией, в которой используется луп. Дорожка с лупом отправлена по первому MIDI-каналу. Метрономная дорожка находится под дорожкой с лупом и отправлена через любой GM модуль по десятому MIDI-каналу и по другому MIDI-выходу. Естественно, на метрономной дорожке находится один двухтактовый паттерн и эта дорожка при сведении "замьютирована".

   После того, как мы нарисовали ноту в редакторе, необходимо закрыть его (т. е. вернуться в главное окно программы) и поставить цикл на наши два такта. Это нам будет нужно в дальнейшем для подгонки. Запустив секвенсер, необходимо тщательно подбирать темп. При этом должны воспроизводиться только наши два такта.

   Переходим к подрезке старта лупа. Если в вашем сэмплере есть большой и удобный дисплей, это упростит процесс, так как начинается самое сложное. Вся подгонка ведется "на слух". Будьте предельно внимательны. При наличии минимального опыта работы с MIDI-устройствами все изложенное проделывается за считанные минуты. Взгляните на рис. 5 - приблизительно так надо подрезать аудиосигнал, отображаемый графически. Варьировать зону подрезки можно, но в очень небольших пределах. Это иногда дает интересный эффект. Если подрезать старт сэмпла чуть больше, чем нужно, то при воспроизведении мы услышим вначале легкий щелчок. Звук станет как бы более острым. Если же подрезать старт чуть меньше, то звук станет немного более мягким. Здесь будьте крайне осторожны - в погоне за мягкостью не оставьте паузы!

   Как правило, я пользуюсь следующим способом подрезки старта лупа. Для его реализации необходима MIDI-клавиатура, подключенная к сэмплеру напрямую или через компьютер. Основная идея - услышать очень небольшое время запаздывания, которое проходит между нажатием на клавишу и появлением звука из мониторов. Естественно, надо знать, на какую клавишу нажимать. Если вы будете нажимать на клавишу, находящуюся выше относительно основной ноты, то этого запаздывания вы никогда не услышите. Нужно нажимать на клавишу, расположенную как минимум на две октавы ниже основной ноты лупа. Когда мы нажимаем на эту самую низкую ноту, луп искажается до неузнаваемости. А на самом деле физически при нажатии на низкую ноту происходит самое настоящее детальное увеличение-приближение (zoom). Только работу этого "увеличительного стекла" мы видим не на экране компьютера или сэмплера, а слышим из мониторов.

   А теперь поговорим о тончайшей подгонке. Прежде, чем к ней приступить, у вас уже должны быть в первом приближении выбраны необходимые такты, начало и конец которых вы будете сейчас "ставить". Левая рука должна лежать на MIDI-клавиатуре и нажимать низкую ноту. Правая должна находиться на сэмплере, точнее на ручке или кнопках, нажимая которые вы двигаете вперед-назад старт лупа. Понажимайте несколько раз какую-нибудь ноту, лежащую несколько выше основной ноты лупа. Запомните время, которое проходит между тактильным ощущением от нажатия на клавишу до слухового ощущения появления звука из мониторов. Этого промежутка сейчас не должно быть. Затем, нажимая низкую ноту, крутите старт сэмпла, выбирая этот временной промежуток до полного исчезновения. Только не переборщите - не подрежьте больше, чем нужно. Затем понажимайте на основную ноту лупа. Послушайте. Повторите все еще раз для контроля: "откатитесь" в сэмплере на исходную позицию, понажимайте верхние ноты, затем нижние, покручивая позицию старта. Послушайте основную ноту. Последняя проверка: сыграйте хроматическую гамму вниз от основной ноты лупа до конца вашей MIDI-клавиатуры. Вы должны услышать, что луп плавно транспонируется вниз, темп его уменьшается, но звук "бочки" слышится одновременно с ощущением нажатия на клавишу.

   Эффект задержки звука, когда нажимаешь на клавишу, а звук приходит позже, мне приходится наблюдать в концертной деятельности. Правда, этот эффект имеет другую природу - задержка происходит вследствие небольшой скорости распространения звука в воздухе, но субъективные ощущения такие же. Если монитор, из которого ты слышишь свой инструмент, находится на сцене на расстоянии двух и более метров, задержка становится ощутимой, и играть при этом чрезвычайно некомфортно. Единственный выход - подвинуть монитор поближе. Вообще, мониторы должны стоять как можно ближе к. Разумеется, речь идет о стационарных инструментах - клавишах и барабанах. Гитаристы и певцы имеют больше свободы действий на сцене, им проще подойти к мониторам в случае необходимости.

   Итак, будем считать, что старт лупа подрезан правильно. Неплохо бы подрезать и конец. Правда, в случае с сэмплером конец лупа можно не подрезать, так как каждые два (в нашем примере - два) такта "луповая" нота будет выключаться и браться заново. Но при работе в многоканальной программе конец лупа должен быть подрезан.

   На рис. 6 показано, как приблизительно надо подрезать конец лупа в графике. А при работе с сэмплером концы лупов я подрезаю также на слух. Делается это так. Положение рук такое же, как и при подрезке старта, - одна на клавиатуре, другая на сэмплере, только брать супернизкую ноту не обязательно. Нажав на клавишу, прослушайте необходимое вам число тактов. Понемногу уменьшайте длину лупа. Делайте это до тех пор, пока при одиночном нажатии на клавишу луп будет играть строго определенное количество тактов. Особое внимание следует обратить на отсутствие в конце последнего такта щелчков. Только не подрежьте больше, чем нужно. Ведь, даже при идеально подобранном темпе неизбежны микропаузы на стыках.

   Переходим к следующему этапу подстановки лупа в секвенсер - подгонке темпа. Предположим, что темп взятого лупа составляет приблизительно, 136 + 0.5 ударов в минуту. А первоначальный темп, установленный в секвенсере, - 120.0 ударов. Теперь путем тончайшей подгонки нам предстоит подобрать такой темп, при котором не будет заметных на слух пауз (темп больше нужного) и перескоков (темп меньше нужного). Скажу сразу - подбирать темп придется, отлавливая десятые и сотые доли удара в минуту.

   Запускаем секвенсер, в нашем случае Cubase. Напомню, в главном окне программы должно быть только два паттерна: двухтактовый паттерн с одной нотой - это нота, запускающая наш луп, и двухтактовый паттерн с метрономом (см. рис. 6). Темп лупа у нас пока выше, чем у секвенсера, поэтому одновременно берется только первая доля, дальше луп с метрономом неумолимо расходятся и луп заканчивается раньше, чем происходит переход на начало согласно установленному циклу. Сначала подбираем, изменяя целочисленные значения. Самое главное: после каждого изменения темпа останавливать секвенсер и запускать его сначала. Наконец, наступает момент, когда при темпе 136.0 ударов в минуту луп заканчивается раньше, чем происходит переход по циклу и возникает, заметная на слух пауза, а при темпе 137.0 ударов луп не успевает доиграть, происходит переход по циклу и на слух слышен преждевременный перескок. Пришла пора менять десятые доли темпа. Ставим 136.5. Слышим микропаузу. Значит, надо делать темп еще быстрей. Пробуем 136.7. И так далее, пока не получится. Затем последняя проверка - выключаем цикл в Cubase и копируем паттерн с лупом несколько раз друг за другом согласно тактовой сетке (Snap On!) . Получившаяся дорожка должна играть ровно и без сбоев. Если все правильно - мои поздравления! Вы "приручили" луп.

   Небольшое добавление. Если у вас при переходе с такта на такт луп выключается, залезьте в Options-MIDI-setup и измените параметр Length Correction. Его значение должно около -6. Все должно заиграть.

   Теперь представим, что вы работаете с многоканальной программой, например с Cakewalk или Cubase Audio. Луп должен находиться на одной из аудиодорожек программы. Последовательность действий в этом случае такая же, как и в случае с сэмплером. Обрезаем начало и конец нашего лупа, ставим один паттерн с метрономом в цикл, подбираем темп, затем копируем на нужную нам длину. В случае с многоканальной программой надо быть очень внимательным и ни в коем случае не пользоваться для копирования паттернов функцией Repeat. Пользуясь Repeat, мы нарушаем (см. начало статьи) основной принцип подстановки лупов - привязку старта лупа к первой доле, так как Repeat "лепит" новый паттерн прямо к концу предыдущего не взирая ни на что, даже на темповую сетку. Функцию Repeat можно использовать только в том случае, если вы абсолютно уверены в длине вашего копируемого паттерна, что в случае с лупами при наших подрезках невозможно. Даже идеально подрезанный луп, раскопированный функцией Repeat, все равно скоро разойдется, а подставленный по вышеизложенной методике будет играть вечно.

   Итак, сегодня мы усвоили, что для подстановки лупа необходимо его грамотно "порезать" и тщательно подогнать темп секвенсера. Иногда параметром для точной подгонки может служить pitch лупа. Отмечу еще раз, что тема подгонки лупов достаточно сложна для изложения в статье. Поэтому, - пишите письма. Если вы чего-то не поняли, обязательно разъясню.

С незацикливающимся MIDI-приветом, Роман Мухачев

Продолжение курса лекций - Урок десятый

    Copyright © ООО "Шоу-Мастер"
    Webdesign © Сергей Горбунов