![]() | |||
Home recording - "цифра" или "аналог"?
| ![]()
Денис Дубровский
|
|
![]() |
Сколько уже сломано перьев и изведено
бумаги в бесконечных спорах о достоинствах и недостатках цифровой
и аналоговой записи! Такое ощущение, что весь музыкальный мир
разделился на два непримиримых лагеря - настолько категорично
стороны отстаивают свои взгляды. Но в запале споров порой "выпадает"
один очень существенный момент: нельзя рассматривать достоинства
и недостатки устройства в отрыве от его рыночной стоимости. Даже
в профессиональных музыкальных журналах очень часто забывают (умышленно
или случайно) упомянуть о цене того или иного прибора и сравнить
ее со стоимостью конкурирующего.
| |
Домашняя звукозапись давно уже не новинка в нашей стране. Все больше музыкантов, осознавая преимущества такой работы над фонограммами, оборудуют себе маленькие студии. И до недавнего времени в домашней звукозаписи не было конкурентов портастудиям, работающим на обычных компакт-кассетах. Но тотальная компьютеризация всей нашей жизни за очень короткий срок изменила ситуацию.
Сейчас все чаще музыканты отодвигают
портастудии в дальний угол, а на их место ставят Pentium, погружаясь
в дебри цифровой звукозаписи. И неожиданно для себя сталкиваются
с проблемами, догадаться о которых заранее было вряд ли возможно.
Причем проблемы эти не только технические, но и финансовые. Поэтому
давайте попробуем сравнить аналоговую и цифровую домашние студии
не только по их возможностям или качеству звука, но и по финансовым
затратам, необходимым для достижения равнозначных результатов.
При этом целью статьи будет не дискредитация того или иного метода
записи, а лишь ответ на простой вопрос: как построить собственную
студию с приличными возможностями, затратив при этом минимальное
количество денег.
Что будем записывать?Каждая домашняя студия создается, как правило, под определенное музыкальное направление. Следует сразу оговориться, что если вы работаете в области модных танцевальных стилей, то здесь без компьютера не обойтись и дальше эту статью лично вам можно не читать. Но как только мы собираемся записывать "живую" музыку, сравнение возможностей компьютера, приспособленного для записи звука, и кассетного мультитрекера напрашивается самособой: ведь, на первый взгляд, PC со звуковой картой обходится значительно дешевле, а возможностей у него побольше. Однако это только на первый взгляд... Но все по-порядку. Наиболее часто решаемая в домашних студиях задача - это запись песни. Давайте сначала определимся, какие инструменты мы будем записывать помимо вокала и каким образом это лучше всего делать. Сами понимаете, что от этого во многом зависит и выбор записывающего устройства: ведь для акустического состава из двух гитар и перкуссии не требуется даже мультитрекер - приличную фонограмму легко можно получить и на бытовом магнитофоне. Итак, начнем с ритм-секции. Записывать дома "живую" ударную установку не очень реально. Во-первых, это слишком дорого (сложите стоимость создания специальной акустики помещения, покупки микрофонов и, собственно, качественных барабанов), а во-вторых, вы рискуете познакомиться с вашим участковым за нарушение покоя всех соседей в радиусе 100 м от установки. Так что дома лучше всего записывать драм-машину. Точно такая же ситуация с бас-гитарой. Запись "в линию", даже с использованием direct-box'а, дает не очень качественный звук (особенно с дешевыми инструментами). А басовый комбик перебудит полдома, так как стены отлично передают низкочастотную составляющую сигнала. Спасают положение басовые процессоры, в которых есть эмулятор комба и качественный предусилитель для записи прямо в пульт, но они слишком дороги. Поэтому оптимальным по соотношению цена - качество звука является использование басов любого синтезатора, особенно в тех случаях, когда бас выполняет исключительно аккомпанирующую функцию и не играет соло. Учитывая все вышесказанное, будем ориентироваться на синтезатор с секвенсером, которые помогут записать и ритм-секцию, и клавишные дорожки. Если вы занимаетесь гитарной музыкой, то вам будет достаточно звукового модуля, совмещенного с четырех- восьмидорожечным секвенсером типа Boss DR5 (390$)1 , Roland PMA 5 (560$) или Yamaha QY-22 (600$); если же вы поклонник более мягкого "попсового" звучания композиций, то потребуется синтезатор класса "рабочая станция"(от 1700$). При недостатке денег последний можно спокойно заменить на уже упоминавшийся тандем звуковой модуль/секвенсер - нужно купить лишь более развитые модели типа Yamaha QY-300 (1000$) или Yamaha QY-700 (1400$). Итак, ритм-секция с клавишными партиями у нас будет записываться при помощи синтезатора или "музыкальной коробочки". Теперь рассмотрим остальные составляющие. Так как мы договорились, что будем работать над фонограммой песни, то нам потребуется записывать голос при помощи микрофона. Если его у вас еще нет, то прежде чем покупать, прочитайте статью "Можно ли купить хороший универсальный микрофон за 200$?" ("Шоу-Мастер" № 2 за 1995 г.). Кроме микрофона обязательно понадобится компрессор. Причем для цифровой записи он еще более желателен, чем для аналоговой. Если вы его еще не приобрели, то лучше остановиться на одной из двух отечественных моделей: Tender Cat STC или Dyson CLG-921 (обе - ок. 200$). При небольшой цене они превосходят по звуку приборы, стоящие в два раза больше. Предпочтительней, причем, Dyson, так как в этом компрессоре имеется гейт, хотя он и сложней в управлении. Если вы остановитесь на Tender Cat, то вам придется покупать отдельный нойс-гейт, что довольно ощутимо увеличит затраты. Там где песня, там и гитара; причем записывать будем как акустическую, так и электрогитары. Для первой нам понадобится пара микрофонов - один устанавливается напротив грифа, а второй напротив розетки. Значит придется в дополнение к универсальному купить и инструментальный микрофон. Запись электрогитар прямо в пульт - не самый лучший, но, безусловно, самый простой и дешевый способ получения как подкладочных, так и солирующих дорожек. Не забудьте только между гитарой и входом включить эмулятор комбика - это уберет "мертвенность" звучания. Использование процессора позволяет добиться лучших результатов, но и за большие деньги. Всеже серьезные люди снимают гитару с комбика при помощи пары микрофонов. Но если у вас нервные соседи - лучше откажитесь от такой записи, а то наживете себе кучу проблем.
Задача формулируется еще интересней,
учитывая смешанный характер инструментов, которые мы собираемся
записывать (и MIDI, и просто электро- и акустические инструменты).
Аналоговые волки и цифровые овцы.Сейчас на рынке можно найти множество моделей четырехканальных портастудий стоимостью от 500 до 1100 долларов. Лучшие из них имеют довольно развитые микшеры с трехполосными эквалайзерами и дополнительными стереоканалами для подключения синтезаторов. В принципе, покупая устройства типа Tascam 464 (1050$) или Fostex 380 S (1025$), вы полностью решаете проблемы коммутации всех студийных устройств, а также избавляете себя от нервотрепки при сведении. Качество звука у таких устройств вплотную приближается к студийному - известно множество случаев, когда альбомы, записанные на четырехканальных мультитрекерах, выходили на компакт-дисках. А использование в качестве носителя обычных хромовых кассет сводит дополнительные затраты к минимуму. Если хочется восемь каналов, то выбирать приходится между Yamaha MT 8 X (1690$) и Tascam 688 Mk II (1900$). У Tascam'а гораздо лучше пульт, но он и стоит дороже. Качество записи у восьмиканальных устройств пониже чем у четырехканальных - ведь на той же кассете располагается в два раза больше дорожек. Для нормальной работы в дополнение к портастудии обязательно понадобится процессор эффектов. В домашних условиях достаточно будет самых простых моделей типа Alesis Microverb IV (295$) или ART FXR (285$). Если вы пользуетесь секвенсером (а мы решили, что вы им пользуетесь), то нужен будет и синхронизатор для одновременного воспроизведения MIDI и аудиотреков. Самый дешевый из них стоит всего лишь 120 долларов (MC 1012 фирмы "Лель" - да-да той самой...), что не будет тяжелым бременем для бюджета. Вот, собственно, и все, что необходимо в домашней студии. Другие устройства для обработки звука (типа эксайтеров, экспандеров или графических эквалайзеров), конечно, желательны, но вовсе не обязательны. Затраты на такой вариант составляют не больше 1300-15002 долларов (или 2200-2400$ при покупке восьмиканальника). Теперь перейдем к компьютерам. Близкое к портастудии качество звука мы получим, купив звуковую карточку Tahiti (390$) фирмы Turtle Beach. А для коммутации синтезаторов и звуковых модулей, а также для подключения микрофонов придется приобретать маленький микшер. Лучше всего остановиться на Mackie MS 1202 VLZ (475$). Помимо удобной коммутации с этим пультом вы получите качественные микрофонные предусилители, которые оставляют далеко позади "родные" предусилители любых звуковых карт. Теперь поговорим о том, сколько каналов вы получите на компьютере, что это будут за каналы и во сколько они вам обойдутся. Здесь надо сказать о том, что начиная с 1997 г. распространение и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ пиратских копий программного обеспечения является деянием. И власти довольно резво взялись за претворение в жизнь антипиратской политики. Вспомните разгон торговцев ворованными программами на "Горбушке", Митинском и Тушинском радиорынках - и хорошенько призадумайтесь... Так что программы будем покупать, и от этого никуда не денешься. Поэтому все разговоры о студии на базе компьютера нужно вести с учетом стоимости программного обеспечения. А стоимость эта совсем не маленькая. Итак, всего лишь за 180 долларов вы превращаете компьютер в четырехканальный магнитофон. Именно столько стоит программа Quad фирмы Turtle Beach. Вы можете получить и эту программу, и карточку Tahiti немного дешевле, если купите набор Quad Studio (около 500$). Кроме этого вам понадобится программа обработки звука. Входящая в комплект поставки Tahiti программа Wave SE почти непригодна для работы, т.к не имеет алгоритмов реверберации и крайне медленно обсчитывает звук. Найдите условно-бесплатную Cool, если денег мало, или купите Sound Forge (490$), что позволит сравнительно нормально работать. Надо сказать, что действия большинства программ обработки звука не происходит в режиме реального времени, да и качество звучания эффектов у них куда ниже, чем у автономных процессоров. К тому же уровень эффекта и его параметры очень трудно подбирать вслепую, не слыша остальных дорожек. Поэтому работа с эффектами - самое больное место всех владельцев дешевых компьютерных студий. Давайте подсчитаем затраты на четырехканальную цифровую запись. Без программы Sound Forge (будем работать с Cool Edit), но с учетом стоимости самого компьютера (P90 c 16 Мб оперативной памяти) они составляют минимум 2000 долларов (из них на компьютер приходится ровно половина). Даже не учитывая плохое качество эффектов и неудобство обработки звука, сравнение явно не в пользу новых технологий. И кража программы Quad нам тоже ничего не даст - все равно будет дороже. Здесь надо рассмотреть еще два важных момента, чтобы наше исследование было корректным. Первое. Одна минута моно-записи на винчестер нормального качества занимает около 5 Мб дискового пространства. Таким образом, жесткого диска емкостью 1 Гб нам хватит всего на 50 минут четырехканальной записи. Стоит такой диск 200 долларов. На портастудии запись той же продолжительности укладывается на две 100-минутные кассеты (на удвоенной скорости) общей стоимостью 5 долларов. Разница в 40 раз - это очень существенный аргумент в пользу аналоговой записи. Второе. На все выкладки в пользу портастудий можно возразить, что существуют звуковые платы с синтезаторами, которые уравнивают шансы компьютера и тандема рабочая станция/портастудия. Давайте займемся этим вопросом подробнее. Как правило, ни одна звуковая карточка не может тягаться по качеству звучания даже с недорогими автономными звуковыми модулями, а тем более с рабочими станциями. Хотя есть и исключения (с некоторыми натяжками). В первую очередь это карточки Turtle Beach. В RAM этих устройств можно загружать семплы с компакт-дисков и некоторые из них звучат очень хорошо. Однако размер оперативной памяти не позволяет использовать эти карты в качестве основных синтезаторов. Правда, Turtle Beach сделала серьезную заявку в виде карточки Pinnacle (600$), на которую можно установить 48 Мб RAM. Давайте прикинем стоимость комплекта на базе компьютера и этой карточки, функционально равного четырехканальной портастудии вместе с синтезатором - рабочей станцией. Установим на Pinnacle 48 Мб оперативной памяти (250$), купим три компакт-диска с семплами (качество семплов очень неровное, но на трех компактах можно теоретически отыскать штук 200 приличных звуков) - еще минимум 150 долларов, добавим программы Cakewalk 3.0 (350$) и Quad (180$), подключим к компьютеру клавиатуру Fatar 610 (300$), а выход и вход Pinnacle подключим в пульт Mackie MS 1202 VLZ (475$). Вместе с компьютером получаем 3300 долларов (мы до сих пор используем для обработки Cool Edit, переписанный у друзей). Самая дешевая автономная рабочая станция обойдется нам в 1700$ (Korg N 364). С портастудией, синхронизацией и процессором эффектов получаем 3100 долларов. Опять цифровая студия полностью проигрывает. А если еще учитывать универсальный характер синтезаторов (вы ведь не потащите компьютер с Pinnacle на концерт!), более высокое качество обработки звука автономным процессором и дешевизну носителя, то у цифровой студии не остается никаких шансов, даже если Cakewalk и Quad вы украдете. А ведь расчеты мы делаем с самыми дорогими портастудиями... Хотя, если вы хотите работать в стиле "индастриал" и на нормальный семплер у вас нет денег, то Pinnacle - это то, что нужно. Но есть еще одна карточка, которая, будучи установленной в компьютер, имеет шансы на победу. Это Yamaha DB 50 XG (150$) и ее разновидности - SW 60 XG(220$) и MU 10 XG (280$). Но комплект на базе этой карточки, обойдясь покупателю немного дешевле, будет и звучать на порядок хуже (не говоря об обработке оцифрованного звука). И если любая рабочая станция безо всяких оговорок пригодна для профессиональной работы, то на DB 50 XG можно будет сделать только очень средне звучащее демо. Ударная же установка совсем посредственна. (Уважаемый Евгений Алексеевич Петров, я никак не могу согласиться с оценкой барабанов этой карточки, которую Вы даете в своей статье "Дочки-матери" под крышкой компьютера" в журнале In/Out №15-16, так как "железо" не идет ни в какое сравнение даже с тарелками недорогих драм-машинок).
Комплект на базе DB 50 XG, равный
по функциональным возможностям тандему рабочая станция/портастудия,
обойдется нам приблизительно в 2800 долларов (по-прежнему с чахлым
Cool в качестве обработки). Сообразно нашим расчетам, получается
разрыв в 300 долларов в пользу "цифры". Но можно предположить, что потерпев полное поражение на четырех дорожках, компьютер выиграет соревнование при большем количестве треков, так как отличаться будет только программное обеспечение. Что ж, попробуем проверить.
Если вы покупаете не Quad, а секвенсер
с записью звука, который называется Cakewalk Pro Audio (400-470$
в зависимости от версии), то получаете не меньее 8 треков аудиозаписи
(теоретически возможно и больше, но на практике это вряд ли получится). Более качественно с "живым" звуком работает Cubase Score Audio (790$), но она и стоит дороже. Эта программа позволяет вам работать с 8 аудиодорожками, причем обработка осуществляется удобней, т.к соответствующие программы (та же Sound Forge) вызываются прямо из меню Cubase. Есть еще одна отличная программа, но стоит она 1000 "баксов". SAW plus позволяет записывать и обрабатывать 16 стерео аудиотреков в реальном времени! Правда, придется вас немного разочаровать. Эта программа оптимизирована для работы со звуковой платой Card D plus, которая тянет на 800 долларов, а в реальном времени начинает идти лишь на P100 с 16 Мб оперативной памяти. Кроме того, обработка звука все равно происходит программно, и эффекты звучат не так хорошо, как на автономных процессорах. Так что сами видите - если вы используете секвенсеры с записью звука, то получаете восемь дорожек за 2200(c Cakewalk)-2600$(с Cubase). Все расчеты производятся с Cool в качестве обработки. Напомню, что восьмиканальный аналоговый комплект (с процессором и синхронизацией) стоит столько же. Следовательно, с учетом дороговизны носителя, компьютерная система опять проигрывает. Конечно, секвенсер с записью аудиодорожек - это чертовски удобно (сам работал - очень понравилось)! И если вы занимаетесь сочинением песен или аранжировками, опираясь на клавишные инструменты, - вам гораздо лучше работать в студии на базе компьютера, несмотря на то, что это более дорогое удовольствие. Но если вы работаете с "живым" звуком, то купите себе мультитрекер - это и дешевле, и при сведении вы не будете мучаться так, как на компьютере, путаясь в десятке окон.
Учтите, что все эти сравнения справедливы
лишь для компьютера с самой дешевой из приличных устройств карточкой
Tahiti. Если же использовать более качественные звуковые платы
(Card D plus или Audiomedia III), то компьютер начнет выигрывать
у портастудий по качеству звука, но и платить вам придется существенно
больше.
Так кто же победил?На самом деле, никто не победил. Волки не съели овец (привет Евгению Петрову!), а овцы не убежали от волков. Просто каждое устройство ориентировано на определенный круг потребителей и отвечает именно их запросам, как техническим, так и финансовым. И эта статья лишь о том, что не надо гоняться за модными технологиями - все можно купить гораздо дешевле. Портастудии, конечно, не лучший образец звукозаписывающей техники, но они привлекательны именно своей низкой стоимостью, и для небогатых музыкантов (которых в нашей стране большинство) - это самый лучший выбор. Компьютерные же системы приличного качества стоят существенно дороже и более того - они имеют тенденцию сильно увеличивать свою стоимость со временем, требуя устройств резервного копирования. Но от возможностей современных секвенсеров с записью звука просто захватывает дух (особенно если они установлены на системах, где решены проблемы обработки звука в реальном времени). Так что если есть деньги чтобы обеспечить максимальное удобство сочинения музыки, то лучше покупать именно компьютерные станции. Стоить напомнить, что все мои рассуждения носят несколько спекулятивный характер: ведь если у вас уже есть компьютер (что сейчас совсем не редкость в нашей стране) и ваш бюджет ограничен, то, конечно, дешевле купить звуковую плату и программы для хард-диск-рекординга или секвенсер с записью звука (особенно рекомендую Cubase Score Audio).
Успешной вам работы! 1 Указываются ориентировочные цены. Реально, из-за колебаний конъюнктуры рынка, они могут несколько меняться как в сторону увеличения (что происходит чаще), так и в сторону уменьшения (что происходит реже, но все-таки иногда происходит)
2
Все расчеты делаются без учета стоимости микрофона, комрессора,
акустических систем и инструментов, чтобы свести к минимуму погрешность,
которая при учете всех элементов домашней студии может достигать
и 500-1000 долларов. Полные затраты вы подсчитаете самостоятельно,
добавив к указанным суммам стоимость приглянувшихся устройств
или инструментов. |