![]() | |||
Домашняя студия для музыканта (практические советы)
| ![]()
Владимир Чеджемов, инженер, композитор,
член Российской Ассоциации музыкальных продюсеров
|
|
![]() |
Сначала несколько оговорок. Мои советы
носят, естественно, субъективный характер и вряд ли будут полезны
всем музыкантам без исключения. Обязательно скажутся различия
в финансовых возможностях, жилищных условиях и даже в характерах,
не говоря уже о поставленной цели и музыкальном уровне. Но опыт
общения с музыкантами разных направлений и уровней, а также штудирование
разнообразных музыкальных журналов вселяет уверенность, что есть
общие тенденции в развитии музыкальной технологии.
| |
Как известно, музыка рождается в голове у музыканта. При помощи нотной бумаги и рояля она обретает скелет. Аранжировка формирует ее музыкальное тело, и в дело вступают исполнители, которые вдыхают в него душу. Последние штрихи в создание образа добавляет звукорежиссер. И на суд слушателей выносится очередной шедевр. Стремление облегчить эту работу и дать новые возможности отдельным составляющим "музыкального конвейера" привело к созданию так называемых рабочих мест - композитора, аранжировщика, звукорежиссера и даже музыкального издателя.
Понятно, что рабочим местом исполнителя
всегда был музыкальный инструмент, а рабочим местом звукорежиссера
- микшерный пульт, звукозаписывающая многоканальная техника, устройства
обработки и мониторинга звука. Рабочее место композитора (и/или
аранжировщика) включает весь арсенал "средств производства"
- от музыкального инструмента до системы многоканальной записи.
Упростить и удешевить (а может быть, наоборот, усложнить и удорожить,
смотря с чем сравнивать) это рабочее место можно лишь применяя
современные компьютерные технологии - MIDI-секвенсеры,
устройства многоканальной записи на жестком диске, программные
модули обработки звука, записывающие дисководы CD-дисков. Очевидно, что домашняя студия музыканта-универсала, являющаяся по сути рабочим местом композитора, может иметь различный уровень качества и, следовательно, цены. Но здесь мы рассмотрим только тот уровень музыкального оборудования, начиная с которого его можно назвать студией. Начнем с конца - с помещения, которое решено отвести под студию. Конечно, чем оно больше, тем лучше. Но можно приспособить даже угол в большой комнате. В нем необходимо будет разместить стол для компьютера, рэковую стойку, стойку для микрофона, MIDI-клавиатуру и подвесить колонки. Эта непростая задача содержит много противоречий. Для удобства пользования под рукой необходимо разместить: MIDI-клавиатуру, микшерный пульт, мышь и клавиатуру компьютера; перед собой - монитор. Слева и справа на уровне головы подвесить колонки. Очень удобен стул на роликах. Сейчас продаются специальные столы для мини-студии (около 300 $), но мне кажется, что на эти деньги лучше купить еще один модуль обработки звука. Рэковая стойка (19") тоже имеется в продаже по цене 100 -150 $, но ее можно сделать самому из подходящего материала, например, металлического уголка. По возможности надо заглушить стены и пол ковром, а чтобы не искрили многочисленные сетевые тройники, сделать сетевую "рассечку" на 10-20 розеток (желательно с отдельным выключателем). Теперь об аппаратуре. Выбирая акустические системы, нельзя идти ни на какие компромиссы. Звуковые колонки должны быть студийными. Я рекомендую небольшие мониторные колонки (для так называемого "ближнего поля") по цене около 450 $. Усилитель можно использовать студийный или бытовой класса Hi-End (в крайнем случае, класса Hi-Fi), он обойдется минимум в 400 $. Наушники для звукорежиссера должны быть студийными, (приблизительно 200 $), для мониторинга закрытого типа. В качестве мастер-рекордера можно использовать любой студийный магнитофон, лучше всего - цифровой (DAT) или даже бытовой - Sony или Pioneer по цене 800-1500 $. В качестве многоканальника - цифровой ADAT (3500 $) или систему Digidesign (5000 $), а лучше и то и другое, вместе с устройством синхронизации (450-1000 $). Микшерный пульт - от 12 до 32 каналов по цене от 400 $ до 5000 $. Микрофон купить можно один, но конденсаторный (500-1000 $). Минимальный состав модулей обработки звука: ревербератор (250-500 $), компрессор-лимитер-гейт-экспандер (250-500 $) и эксайтер (350-500 $). Звуковые модули. Чем они дороже и чем их больше, тем лучше. Здесь все зависит от финансовых возможностей, но потратить придется никак не менее 1000 $, а то и все 5000 $. Теперь собственно компьютер. Для экономии остановимся на Pentium 166 с 32 Мб ОЗУ, 1.6 Гб хард-диском с MIDI-платой типа "Tahiti". Все это будет стоить около 1500 $. Вот минимальный набор работоспособной демо-студии, которую можно наращивать вплоть до мастер-студии, но с одним ограничением: запись вокала и акустических инструментов может быть несовершенна из-за неприспособленности помещения. Осталось напомнить о необходимости охраны помещения и страхования всего оборудования. Итак, начинаем работу. Сначала подключаем сетевые провода. Потом соединяем все звуковые цепи, причем правильность коммутации можно проверить, включив на звуковых модулях режим демонстрации. Подключение модулей обработки обычно указывается в их инструкциях по эксплуатации. Настала очередь коммутации MIDI кабелей. Самое простое подсоединение - последовательное, т.е. гнездо "MIDI Out" компьютера соединяем с гнездом "MIDI In" первого модуля, его выход "MIDI Thru" - с входом "MIDI In" второго модуля (если он есть) и т.д. На вход "MIDI In" компьютера подключаем MIDI-кабель, другой конец которого подсоединяем к выходу "MIDI Out" MIDI-клавиатуры, и все! Необходимо помнить, что пока модуль не включен, сигнал с его MIDI-входа не поступает на MIDI-выход и MIDI-цепочка оказывается разорванной. Прохождение MIDI-сигнала контролируется по миганию специального светодиода на передней панели модуля. Правда, в некоторых моделях светодиод мигать не будет, если MIDI-канал модуля не совпадает с MIDI-каналом, который выдается в этот момент компьютером. До сих пор подразумевалось, что MIDI-плата с необходимым для ее работы софтом уже установлена в компьютер. Как это сделать подробно, описывается в инструкции платы, а среди сопутствующих программ обычно содержится тест на все режимы. Если вместе с платой не прилагается специальный MIDI-переходник, то обязательно уточните в инструкции его тип, так как развязывающая опто-пара, необходимая для работы MIDI, может или устанавливаться на плате, или встраиваться в MIDI-переходник. Перед запуском уже установленной программы Cubase не забудьте выбрать драйвер MIDI. Лучше всего направить MIDI-данные в стандартный мультимедийный драйвер Windows, и тогда они автоматически попадут на MIDI-выход установленной платы. Проконтролировать функционирование MIDI-системы компьютера в программе Cubase очень просто - для этого справа на панели управления MIDI-рекордером предусмотрены два индикатора: зеленый индицирует MIDI-сообщения на MIDI-входе, а красный - на MIDI-выходе платы.
|